banner 1550x150

Документы

Официальный ответ из Министерства

Инициировать установление отдельной ставки налогообложения для КФХ – вариант возможный

Правление Белорусского общественного объединения фермеров 11 июля 2017 года получило официальный ответ из аграрного ведомства страны за подписью заместителя министра по экономике А.Л. Ломакиной. В нём, в частности, говорится об упрощенной системе налогообложения.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее - Минсельхозпрод), рассмотрев обращение Белорусского общественного объединения фермеров от 13.06.2017 № 4 по вопросу возможного инициирования Минсельхозпродом принятия нормативного правового документа, предусматривающего введение отдельной ставки налогообложения для крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), перешедших на упрощенную систему налогообложения и не уплачивающих при этом налог на добавленную стоимость (далее - НДС), и сообщает следующее.

Основным документом, устанавливающим систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирование властных отношений по введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношений, возникающих в процессе исполнения налогового обязательства, является Налоговый Кодекс Республики Беларусь (далее - Налоговый кодекс).

Статьей 328 Налогового кодекса предусмотрено, что КФХ в течение трех лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства освобождаются от основных налогов, сборов (пошлин), предусмотренных Налоговым кодексом.

В дальнейшем КФХ предоставлено право выбирать систему налогообложения.

Так, КФХ могут уплачивать налоги по общей системе налогообложения, либо применять особый режим налогообложения, который предусматривает уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее - единый налог) или налога при упрощенной системе налогообложения (далее - УСН).

Единый налог вправе применять КФХ, выручка которых от реализации произведенной продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства составляет не менее 50 процентов выручки, исчисленной от всей деятельности КФХ, за предыдущий календарный год.

При этом объектом налогообложения единым налогом признается валовая выручка.

Ставка единого налога установлена в размере 1 процента от валовой выручки.

Согласно статье 286 Налогового кодекса, применять упрощенную систему вправе при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующих году, с которого претендуют на ее применение организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, если размер их валовой выручки нарастающим итогом за девять месяцев составляет не более 1 159 800 белорусских рублей.

На основании пункта 4 статьи 286 Налогового кодекса применяющие УСН плательщики вправе уплачивать НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или перейти на применение УСН без уплаты НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В соответствии со статьей 288 Налогового кодекса объектом налогообложения при применении УСН признается валовая выручка (сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов). При этом организациями, ведущими учет в книге учета доходов и расходов, выручка определяется по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (по принципу оплаты).

Статьей 289 Налогового кодекса установлены следующие ставки налога при применении УСН:

5 процентов - для организаций, не уплачивающих НДС;

3 процента - для организаций, уплачивающих НДС;

16 процентов - для организаций в отношении внереализационных доходов, указанных в подпункте 3.8 пункта 3 статьи 128 и подпункте 6.7 пункта 6 статьи 176 Налогового кодекса.

Иных систем и методов налогообложения КФХ действующим Налоговым кодексом не предусмотрено.

Установление отдельной ставки налогообложения при применении УСН для КФХ возможно только путем внесения соответствующего изменения в Налоговый кодекс.

На основании вышеизложенного, в целях выработки обоснованного решения по вопросу инициирования установления отдельной ставки налогообложения при применении УСН для КФХ просим не позднее 25.07.2017 предоставить информацию о деятельности КФХ за 2015-2016 годы согласно прилагаемой форме.

(Приложение: на 1 л. в 1 экз.)

Таблица


Деловая переписка: ответ из БООФ

У фермеров свой взгляд на решение проблемы

Заместителю министра сельского хозяйства

и продовольствия Республики Беларусь

Ломакиной А.Л.

Уважаемая Алла Леоновна!

На Ваше письмо в адрес Белорусского общественного объединения фермеров №18-2-23/3500 от 11.07.17 г. считаем целесообразным сообщить следующее.

Белорусское общественное объединение фермеров в результате длительных консультаций с фермерами сформировало свое видение проблемы учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) и просит Минсельхозпрод принять его во внимание при рассмотрении вопросов организации учета в КФХ республики.

По нашему убеждению, КФХ (особенно при небольшой численности работников) нуждаются не в упрощении бухгалтерского учета, а в освобождении от ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Такой подход не является чем-то надуманным. Он соответствует содержанию и требованиям Налогового кодекса Республики Беларусь и закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности».

Необходимо лишь внесение изменения в Налоговый кодекс в части установления отдельной ставки налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) для КФХ. Эта ставка должна быть сопоставимой с размером налогов для сельскохозяйственных организаций, применяющих общую систему налогообложения либо уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

Берем на себя смелость утверждать, что в настоящее время КФХ, избравшие для себя УСН, несут налоговое бремя в разы большее, чем их коллеги, уплачивающие налоги по общей системе налогообложения либо единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

Это и есть своеобразная плата КФХ за получение права на освобождение от ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Одновременно сам факт избрания УСН - а это ставка 5 процентов от валовой выручки для организаций, не уплачивающих НДС (ст.289 Налогового кодекса), - свидетельствует о том, насколько неподъемным для многих КФХ является вопрос организации бухгалтерского учета в их хозяйствах.

Справочно. По официальным данным, по состоянию на 1 января 2015 года в республике зарегистрировано 2953 фермерских хозяйства, из которых 608 (20% от общего числа) уплачивают налог по упрощенной системе налогообложения и ведут учет доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, 496 (17%) - осуществляют общий порядок налогообложения и ведут бухгалтерский учет, 1849 (63%) уплачивают единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции или освобождены от уплаты налога в течение 3 лет с даты государственной регистрации и должны вести в соответствии с законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» бухгалтерский учет и отчетность.

В республике более 2100 фермерских хозяйств со средней численностью работников до 15 человек.

Справочно. В 2016-м году в Витебской области из действовавших 379 КФХ, 104 хозяйства (27%) платили налог по УСН, 40 КФХ (11%) осуществляли общий порядок налогообложения, остальные 235 КФХ (62%) уплачивали единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции или были освобождены от уплаты налога в течение 3 лет с момента государственной регистрации.

К сожалению, мы не располагаем более полными данными. Они в настоящее время запрошены нами в Министерстве по налогам и сборам республики, а также в областных ассоциациях фермеров. При их получении мы немедленно поделимся ими с Минсельхозпродом.

В силу ряда обстоятельств в агропромышленном комплексе республики наметилась устойчивая тенденция к многократному отставанию в процессах реформирования, приватизации, внедрения новых форм хозяйствования по сравнению с народным хозяйством республики в целом.

Так, доля частных форм хозяйствования по республике составляет около четверти в производстве ВВП. Малый и средний частный бизнес в сельском хозяйстве занимает только 2 процента.

Абсолютно убеждены, что в создании благоприятного бизнес-климата, повышении привлекательности занятия фермерством важную роль должно сыграть создание условий для освобождения малых форм хозяйствования на селе от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности при осуществлении предпринимательской сельскохозяйственной деятельности.

И напротив. Понуждение к ведению бухгалтерского учета явится серьезнейшим тормозом в развитии фермерского уклада на селе.

Председатель правления БООФ

К. Ермоленко

Наверх