Деловая переписка: в интересах фермеров
Письмо министру Леониду Зайцу
Министру
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь
тов. Зайцу Л.К.
Уважаемый Леонид Константинович!
Обратиться к Вам вынуждает крайне тревожная ситуация, сложившаяся с ведением учета хозяйственной деятельности в крестьянских (фермерских) хозяйствах республики (КФХ).
Как известно, на протяжении ряда лет учет в КФХ осуществлялся на основе «Указаний об организации учета в индивидуальных крестьянских (фермерских) хозяйствах», разработанных Минсельхозпродом и Минфином № 03-6-1-1/255 от 19 августа 1993 г., путем ведения книги учета доходов и расходов. Что особенно важно, ведение учета в такой форме было посильно для самих фермеров, т.к. не требовало бухгалтерского образования.
Руководствуясь некоторыми положениями закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12 июля 2013 г. №57-3, в 2014-м году Минсельхозпродом действующая на протяжении многих лет система учета в КФХ была отменена, и, следовательно, сама книга учета доходов и расходов упразднена.
КФХ в одночасье были поставлены перед фактом необходимости ведения теперь уже не аналитического, а бухгалтерского учета «методом двойной записи», т.е. в развернутом виде.
В таких условиях значительное число КФХ фактически оказались неподготовленными к исполнению требований поименованного закона. Прежде всего по той причине, что ведение учета по новой форме потребовало подбора и содержания квалифицированного бухгалтера в штате КФХ. А это с учетом размеров и объемов производства в ряде КФХ невозможно.
Можно утверждать, что в настоящее время, по истечении уже 3-х лет с момента перевода КФХ на ведение бухгалтерского учета «методом двойной записи», требования закона «О бухгалтерском учете и отчетности» в ряде КФХ не соблюдаются. Большое число КФХ оказалось вне рамок правового поля со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Положение с учетом и отчетностью еще больше усугубляется в связи с требованиями законодателя о введении электронных счетов-фактур по НДС.
Своей озабоченностью по поводу непомерно усложнившейся системы учета в КФХ фермеры поделились с Президентом республики Лукашенко А.Г. во время рабочей встречи в мае 2015 г. на территории Шкловского района Могилевской области. Проблемы ведения учета поднимались фермерами Коршуновым Ю.Ф. (Могилевский р-н), Рингом В.В. (Дрибинский р-н), Власиком А.В. (Шкловский р-н).
По свидетельству участников встречи, со стороны Президента было найдено понимание по проблемам упрощения учета в КФХ, им были сделаны соответствующие поручения в адрес исполнительных органов.
Нужно отметить, что белорусский законодатель уже давно нашел подход к разрешению проблемы посильности ведения учета в предприятиях малого и среднего бизнеса.
Так, статья 291 Налогового кодекса Республики Беларусь (часть особенная) предусматривает, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, за исключением организаций, уплачивающих НДС, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и ведут учет в книге доходов и расходов.
Ставка налога при упрощенной системе налогообложения установлена для организаций, не уплачивающих НДС, в размере 5% (ст.289 Кодекса).
Понятно, что применение такой ставки для сельхозпроизводителей в настоящих условиях является непосильным бременем и отдельные КФХ вряд ли смогут воспользоваться такой системой налогообложения.
В этой связи просим Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ инициировать принятие нормативного документа, предусматривающего с учетом специфики сельскохозяйственного производства введение посильной ставки налогообложения для фермерских хозяйств, перешедших на упрощенную систему налогообложения и не уплачивающих при этом НДС.
Предоставление возможности перехода на упрощенную систему налогообложения снимает, таким образом, остроту проблемы ведения учета и отчетности в отдельно взятых КФХ.
Одновременно считаем необходимым обратить Ваше внимание, при этом подчеркнув, что понуждение к обязательному ведению бухгалтерского учета даже в условиях некоторого его упрощения приведет к самоликвидации большого числа КФХ.
Председатель правления БООФ
К. Ермоленко.
Необходимый комментарий
В чём суть проблемы,
или О нюансах ведения учёта в КФХ
Как сообщили нам посетители информационного ресурса БООФ, они с интересом ознакомились с содержанием делового письма министру Леониду Зайцу и узнали много для себя любопытного и полезного. А нельзя ли продолжить разговор, более предметно раскрыть суть проблемы? Так ставится ими вопрос. И вообще неплохо бы наладить постоянный диалог на финансовые, экономические и другие важные темы, вести юридический всеобуч.
Сразу заметим, что подходы, изложенные в письме к министру, - это не единоличное мнение подписавшего его председателя правления БООФ К.М. Ермоленко, а плод, как говорится, коллективных раздумий.
Видение проблем учета сформировано в результате длительного обмена мнениями, консультаций, обсуждений этой темы с фермерами, имеющими, на наш взгляд, богатую и многолетнюю практику, профессиональные навыки в ведении учета в КФХ. Здесь фермерское сообщество вправе знать, кому оно в первую очередь признательно за выработку общей позиции в отстаивании коллективных интересов всех без исключения глав КФХ. За это огромная благодарность прежде всего фермерам Голиченко А.Б. (Витебский район), Яцевич Л.И. (Щучинский район) ,Авдею И.В. (Клецкий район), Рингу В.В. и Игнатенко А.В. (Дрибинский район), Кахович Л.А. (Дзержинский район), поделившимися с автором письма министру своим видением и подходами к решению проблем учета в КФХ.
Сама тема не нова. Она давно “вызрела”. И не случайно её затронули ещё в 2015 году на встрече Президента РБ Лукашенко А.Г. с фермерами в Шкловском районе. Среди препятствий, заметно отвлекающих от основной работы в ведении хозяйств, главы КФХ назвали непомерно усложнившийся учёт. Вердикт Президента был конкретным – максимально упростить его для фермеров при безусловном обеспечении интересов государства по полному взиманию с них причитающихся налогов.
Многие фермеры до сих пор не знают и не понимают, почему возникла, а говоря проще, откуда “растут ноги” у проблемы учёта. Появилась она после принятия Закона РБ “О бухгалтерском учёте и отчётности” от 12 июля 2013 года №57-3. Как обычно, после принятия законов такого характера министерствам и ведомствам страны было предложено привести в соответствие с новыми требованиями все внутренние отраслевые нормативные документы. Закон определил обязанность всех организаций, включая КФХ, действующих на территории Республики Беларусь, вести бухгалтерский учёт (ст. 2, п. 1 Закона). Таким образом, и “Указания об организации учёта в индивидуальных крестьянских (фермерских) хозяйствах”, действовавшие с 19 августа 1993 года, были Минсельхозпродом в конечном счёте отменены.
Подчеркнём, на основе этих указаний и осуществлялся на протяжении более 15 лет учёт в КФХ (за исключением, естественно, тех из них, кто добровольно перешел на развернутую форму бухгалтерского учёта). Речь прежде всего идет о крупных КФХ с широким привлечением наёмного труда.
Как выясняется, очень важен еще один момент нововведения, в чём до сих пор не могут разобраться (или вообще не понимают) многие фермеры. Тот учёт, который велся в КФХ многие годы, на основе введённых в 1993 году указаний, по сути никогда не являлся бухгалтерским учётом.
Используя терминологию тех, прежних, законов о бухучёте – это аналитический учёт, и он основан на ведении книги учёта доходов и расходов (в нашем конкретном случае, это была так называемая “Книга учёта имущества и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства”).
Теперь поясним, что из себя представляет бухгалтерский учёт в действии. В современной интерпретации, как сказано в последнем документе, это звучит так: “Бухгалтерский учёт – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учётной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учёта, обобщения в отчётности” (ст. 1 Закона от 12 июля 2013 года). Такой учёт фермеры и обязаны вести с момента вступления в силу этого документа – с 2014 года.
Другой вопрос, что в подавляющем большинстве они его не ведут, а “крутят старую пластинку” аналитического учёта, регламентированного уже давно отменёнными указаниями от 1993 года. Не ведут, кстати, и прежде всего потому, что без участия квалифицированного бухгалтера вести его весьма сложно, да и вряд ли большинству из них это по плечу. А содержать лишнюю штатную единицу для многих КФХ, особенно семейного типа, вроде бы, ни к чему, да и не по силам. Поэтому многие вынуждены продолжать вести учёт по старинке. Еще и по той причине, что компетентные органы, войдя в положение фермеров (Налоговая инспекция, Комитет госконтроля и т.п.), проще говоря, пока не взялись за приведение норм учёта в полное соответствие с требованиями последнего документа и наведение порядка в этом сложном вопросе.
Где выход из создавшейся ситуации? Прежде всего – сами фермеры должны понять, что им (по крайней мере большинству) в идеале нужен не бухгалтерский учёт, а учёт методом ведения книги учёта доходов и расходов. К слову, пунктом 2 статьи 2 Закона “О бухгалтерском учёте и отчётности” (от 12 июля 2013 года № 57-3) определено, что “в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности”.
На наш общий фермерский взгляд, этот “неразрешимый”, казалось бы, вопрос учёта можно, не осложняя, закрыть, перейдя на упрощённую систему налогообложения.
В настоящее время Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ (во исполнение поручений Главы государства от 2015 года) разрабатывается проект указа о совершенствовании бухгалтерского учёта в КФХ. Предполагается упростить его т.н. методом ведения в форме регистра. В случае его принятия (выхода указа Президента РБ) – это будет, конечно, определённая подвижка в интересах некоторого упрощения жизнедеятельности КФХ. Но ведь сам бухгалтерский учёт в случае такого решения не отменяется, ибо метод двойной записи “дебет-кредит”, бухгалтерский баланс остаётся неизменным к исполнению.
Председатель правления БООФ К.М. Ермоленко трижды встречался и обсуждал проблемы учёта в КФХ с главным бухгалтером министерства госпожой И.А. Моисеенко.
– За все годы разные встречались чиновники, – отметил Константин Михайлович. – По опыту знаю, что нередко они о проблемах фермеров (а мне неоднократно приходилось с некоторыми из них посещать различные кабинеты ведомств) разговаривают с неожиданными визитёрами, как говорят, “через губу”. Мол, крутятся да путаются тут под ногами, порой и толпами, главы КФХ со своими разовыми “болячками”. И только мешают думать о глобальных проблемах крупных государственных и коллективных сельхозпредприятий. В данной ситуации Инна Александровна – полная им противоположность: проявила самое заинтересованное участие и внимание, искреннее желание помочь и облегчить и без того нелегкую жизнь фермеров.
Но всё важно делать и решать своевременно. Пришлось К.М. Ермоленко услышать хотя и нелицеприятный, но совершенно справедливый упрёк. А где, мол, вы фермеры – главы КФХ и представители фермерских организаций – находились все эти годы начиная с 2013-го? Где ваши письменные коллективные соображения, предложения, обращения в адрес Минсельхозпрода по вопросам организации учёта в КФХ? Как заметила И.А. Моисеенко, ничего, кроме неорганизованных посещений ведомства главами КФХ да их устных заклинаний, что “нас обижают”, иного слышать во время подобных встреч не приходилось. А разговора по существу не получалось.
Очень хотелось председателю правления БООФ К.М. Ермоленко в этом смысле возразить, но сделать это было крайне сложно и неудобно. Да и какие аргументы привести? Сказать, что республиканская организация только в этом году заявила о своём возрождении, что лидеры областных ассоциаций Ю.Ф. Коршунов (г. Могилёв), Н.В. Силин (г. Минск), В.В. Ушкевич (г. Гродно), Ю.В. Семёнов (г. Витебск) на местах периодически поднимали вопрос, но действовали поодиночке. А требовалось поступать сообща, поднимать проблему на общегосударственном уровне, выражая общую позицию всех фермеров страны. Как это и всегда было принято в центре: отстаивать в республиканских органах и проводить общую согласованную линию сообщества.
Нельзя не учитывать и такой деликатный момент, можно сказать, нравственный. Со времени перестройки мы привыкли к гласности, прямоте суждений, стремимся не обходить острые углы. Но выкладывать в открытом доступе в интернете деловые письма министру, что, безусловно, является служебной перепиской, наверное, не совсем правильно. А мягко говоря, и вовсе некорректно. Но уж больно остра и злободневна проблема, а для многих – это и вообще вопрос дальнейшего существования КФХ, их, что называется, жизни и смерти.
Кстати, встает еще один актуальный вопрос: озвученная тема затрагивает интересы всех, без исключения, фермеров. Но (не впервые!) поднимают её и целенаправленно добиваются решения животрепещущей проблемы по упрощению учёта в КФХ именно и только члены БООФ. А в чём же тогда роль и участие остальных фермеров, так называемых “не членов” общественной организации? Их, получается, это не касается, они предпочитают отсидеться в тени, дожить до лучших времён, пребывая в положении сторонних наблюдателей и занимая позицию “моя хата с краю”. За них подумают, позаботятся, походатайствуют, и, наконец, отстоят их интересы другие, организационно оформленные в фермерский союз, профессиональное сообщество – Белорусское общественное объединение фермеров.
И в заключение такая мысль-предложение: почему бы всем фермерам, в том числе и “неохваченным” членством в БООФ, не включиться в обсуждение такого важного на сегодня вопроса, как учёт в КФХ, на страницах нашего фермерского портала?
Скептики засомневаются: всем? – да это невозможно! А вы, вопреки подобным взглядам, оставьте эту косность, инерцию, сдвиньтесь с места, включитесь в общие дела, заинтересуйтесь ими! С этого начинается преодоление собственной безынициативности, равнодушия, идёт формирование новых взглядов, готовность отстаивать и жить общими интересами фермерской организации. Отсюда берёт начало активная личная позиция каждого в повседневных делах.