К сведению
Документ был разработан, но не введен
В дискуссию о проблемах учета в КФХ включился директор Гродненской областной ассоциации фермеров В. Ушкевич. Он прислал в нашу редакцию проект указа Президента РБ “О некоторых вопросах учета доходов и расходов крестьянских (фермерских) хозяйств”, разработанного Минсельхозпродом еще в 2015 году.
Насколько нам известно, настоящий проект не был принят прежде всего из-за отказа в его согласовании со стороны Минфина Республики.
Мы решили опубликовать этот документ, ибо он проливает свет на суть вопроса учёта в КФХ.
О согласовании проекта Указа
Во исполнение прямого поручения Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, данного во время встречи с фермерами Могилевской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь направляет на согласование проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах учета доходов и расходов крестьянских (фермерских) хозяйств»
Для внесения проекта Указа в Совет Министров Республики Беларусь в максимально короткие сроки, просим согласовать проект Указа не позднее 9 ноября 2015 г.
Приложение:
1. Проект Указа Президента Республики Беларусь на 2 л. в 1 экз.
2. Обоснование необходимости принятия Указа Президента Республики Беларусь на 3 л. в 1 экз.
3. Финансово-экономическое обоснование к проекту Указа Президента Республики Беларусь на 2 л. в 1 экз.
Первый заместитель Министра
Л.А. Маринич
(Проект) Указ Президента Республики Беларусь
О некоторых вопросах учета доходов и расходов крестьянских (фермерских) хозяйств
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года «О бухгалтерском учете и отчетности» ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Освободить от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности:
1.1. крестьянские (фермерские) хозяйства, уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
1.2. вновь созданные крестьянские (фермерские) хозяйства в течение первого года со дня их создания.
2. Установить, что:
2.1. условием освобождения крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Указа, от ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности является совокупность следующих критериев:
средняя численность работников за предшествующий календарный год до 15 человек включительно;
предельное значение выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не превышает сумму, эквивалентную 110 тысячам базовых величин, исходя из размера базовой величины, действующего на 31 декабря предшествующего года;
2.2. крестьянские (фермерские) хозяйства, указанные в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 настоящего Указа, ведут учет доходов и расходов в книге учета хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, который включает:
учет земель, пашни (посевов) и многолетних насаждений;
учет основных средств, запасов, скота и птицы;
учет денежных средств и расчетов;
учет доходов и расходов;
2.3. форма книги учета хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и порядок ее ведения определяются Министерством сельского хозяйства и продовольствия.
3. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке: подпункт 2.3 пункта 2 и настоящий пункт - после официального опубликования настоящего Указа;
иные положения настоящего Указа - с 1 января 2016 года.
Обоснование
необходимости принятия проекта Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах учета доходов и расходов крестьянских (фермерских) хозяйств»
Проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах учета доходов и расходов крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее - проект Указа) подготовлен в целях освобождения крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - фермерских хозяйств) от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон).
Предметом правового регулирования проекта Указа является освобождение фермерских хозяйств, являющихся микроорганизациями (со средней численностью работников за предшествующий год до 15 человек включительно) и получившим за предшествующий календарный год выручку от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превышающую эквивалентной сумме в 110 тысяч базовых величин, исходя из размера базовой величины, действующего на 31 декабря предшествующего года, уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, а также фермерских хозяйств в течение первого года со дня их создания от обязанности вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона с 1 января 2014 года все организации, в том числе фермерские хозяйства, должны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.
На основании пункта 1 статьи 7 Закона руководитель (глава) фермерского хозяйства вправе возлагать ведение бухгалтерского учета и отчетности на главного бухгалтера, или передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающему услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
Вместе с тем, если фермерское хозяйство является микрооорганизацией, то в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона руководитель (глава) фермерского хозяйства вправе вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если он (она) отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру:
наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет;
отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
По состоянию на 1 января 2015 года в республике зарегистрировано 2953 фермерских хозяйства, из которых 608 (21 процент от общего числа) уплачивают налог по упрощенной системе налогообложения и ведут учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, 496 (17 процентов) - осуществляют общий порядок налогообложения и ведут бухгалтерский учет, 1849 (63 процента) уплачивают единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции или освобождены от уплаты налога в течение трех лет с даты государственной регистрации и должны вести в соответствии с Законом бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.
Справочно: в республике более 2100 фермерских хозяйств со средней численностью работников до 15 человек.
Руководители (главы) таких хозяйств в основной своей массе не имеют права вести лично бухгалтерский учет в соответствии с нормами Закона и вынуждены привлекать на возмездной основе или передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающему услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, что потребует дополнительных значительных затрат денежных средств.
Кроме того, учитывая тот факт, что фермерские хозяйства зарегистрированы и осуществляют хозяйственную деятельность преимущественно в сельской местности, где особо ощущается недостаток квалифицированных бухгалтерских кадров, достаточно проблематично на профессиональном уровне организовать ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности.
Невысокая оплата труда при большой нагрузке на бухгалтерскую службу в сельскохозяйственных организациях при недостатке бухгалтерских кадров, несоизмерима с нагрузкой при ведении учета в фермерском хозяйстве, что приведет естественным образом к текучести бухгалтерских кадров в сельскохозяйственных организациях.
В этой связи, проектом Указа предусматривается, что фермерские хозяйства в соответствии с установленными совокупными условиями, освобождаются от ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности и вправе вести учет доходов и расходов в книге учета хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, форма и порядок ведения которой определяются Министерством сельского хозяйства и продовольствия.
Для этого потребуется принятие постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия «Об определении формы книги учета хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и утверждении Инструкции о порядке ведения книги учета хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства».
Внесение изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты (их структурные элементы) не требуется.
Принятие настоящего Указа не повлияет на доходную и расходную часть республиканского бюджета, не повлечет изменение величины источников финансирования дефицита республиканского бюджета, не потребует дополнительных расходов бюджетных средств.
Первый заместитель Министра
Л.А. Маринич
Финансово-экономическое обоснование к проекту Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах учета доходов и расходов крестьянских (фермерских) хозяйств»
I. Изменение величины доходов (наименование бюджета, внебюджетного фонда) нет
II. Изменение величины расходов (наименование бюджета, внебюджетного фонда) нет
III. Изменение величины источников финансирования дефицита (наименование бюджета, внебюджетного фонда) нет
IV. Пояснения по разделам I-III финансово-экономического обоснования нет
V. Оценка иных последствий принятия, реализации нормативного правового акта (в отношении юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей) нет
VI. Принятие проекта Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах учета доходов и расходов крестьянских (фермерских) хозяйств» не повлияет на доходную и расходную часть бюджета.
Первый заместитель Министра
Л.А. Маринич