Полезная информация

Наш фермер: в анфас и профиль

КФХ «Пакуша»: «Инициативу надо поощрять, а не подавлять»

Ольга Еременко (www.nsh.by).

КФХ «Пакуша»

КФХ «Пакуша» – одно из фермерских хозяйств первой волны. Взяв старт в 1993 году с 15 га, сегодня хозяйство увеличило площади сельскохозяйственных угодий до 1500 га. И даже довольно большой территориальный разброс выделенных в разное время участков глава хозяйства Игорь Александрович Пакуш считает, скорее, преимуществом: «В структуру нашего ФХ входят участки с различными типами почв. Это позволяет нам рационально планировать севообороты, а на более плодородных почвах – получать высокую урожайность». КФХ специализируется на производстве картофеля и овощей (свеклы, капусты, моркови, лука, огурца). Для соблюдения севооборота также активно занимаются зерновыми и бобовыми культурами. Нашлось место на полях у фермера и рапсу. Несмотря на то, что из-за неблагоприятных погодных условий часто возникают проблемы с перезимовкой рапса, отказываться от этой рентабельной культуры фермер не намерен. Удобное расположение фермерского хозяйства – Молодечненский район Минской области и близость к основным рынкам сбыта – позволяют фермеру наладить работу с основными торговыми сетями и снизить транспортные расходы на доставку продукции.

КФХ «Пакуша» – это семейный бизнес, продолжателями которого являются два сына – Олег и Александр Пакуш. Конечно, не обходится и без наемных работников. Их порядка 40, а в сезон привлекают дополнительно около 60 человек. В 2015 году фермер расширил площади возделывания картофеля – до 330 га. Средняя урожайность составила 320 ц/га. Имевшихся складских мощностей оказалось недостаточно, поэтому в срочном порядке расширяли объем хранилища, которое сегодня способно вместить 10 тысяч тонн. Кроме того, часть картофеля сразу после уборки реализуется на переработку.

Стараясь удовлетворить потребности рынка, фермер выращивает сорта немецкой, голландской и белорусской селекции: Лаура, Ред Скарлет, Сатина, Гала, Бриз, Ривьера, Опал, Аризона, Маниту, Пироль. У каждого сорта – свой потребитель, но одно требование – высокое качество. «Главное для картофеля, – убежден Игорь Александрович, – это его вкус. Наша первоочередная задача, чтобы людям нравился продукт по его вкусовым качествам. Мы делаем все для того, чтобы, попробовав его, вы могли сказать, что именно такой вкус был у того картофеля, которым кормила вас бабушка в детстве».

Реализация продукции идет круглогодично. Будучи рачительным хозяином, Игорь Пакуш просчитал экономическую эффективность продажи оптом всей продукции сразу после уборки и закладки на хранение с реализацией на протяжении года. Конечно, во втором случае добавляются затраты на хранение, нужно учесть и определенные потери картофеля при хранении. Тем не менее, для развития хозяйства этот способ более предпочтителен, ведь одно из основных требований торговли – бесперебойная поставка круглый год. Несмотря на большую конкуренцию среди сельхозпроизводителей, продукция из КФХ «Пакуша» всегда находит своего потребителя. Одним из преимуществ является многопрофильность хозяйства. В сжатые сроки фермер готов поставить большие объемы картофеля и овощей, причем в разных вариантах предпродажной подготовки (вакуумная упаковка, сетка различных объемов, пакетированная фасовка, в том числе мытого и очищенного картофеля).

Помимо поставок на внутренний рынок, фермерское хозяйство экспортирует картофель в РФ. Однако россияне активно расширяют собственное производство картофеля, что заставляет белорусского фермера задуматься о том, чтобы сделать ставку именно на семенной картофель.

Главная задача любого производства – рентабельность продукции. К этому вопросу у фермера реальный подход:

– Особенность многих отраслей сельского хозяйства – растянутый цикл производства. В урожай 2015 года мы начали вкладывать средства еще осенью 2013 г. Ни для кого не секрет, что стоимость всех удобрений, пестицидов и прочих средств интенсификации привязана к курсу доллара. И если в 2013 году курс доллара был чуть более 9 000 белорусских рублей, то сегодня – около 22 000. Чтобы возобновить производство в следующем году, я должен вложить в него уже в разы больше. И прибыль, которую я получил за урожай этого года, сведена на нет. Поэтому мне непонятно, когда говорят о расчетной себестоимости произведенной продукции, потому что это – рублевая себестоимость, а не реальная. Зачем мы обманываем сами себя придуманными показателями? При планировании затрат я всегда стараюсь исходить из минимальной закупочной цены на картофель. Не нужно брать пиковую цену в отдельные годы. Надо исходить из той цены, которую тебе может предложить рынок. А если получится перепрыгнуть эту планку, значит, останешься с прибылью.

Большинство операций в хозяйстве механизировано. Это – требование возросших объемов производства. Поэтому фермер за время работы приобрел большой шлейф машин для обработки почвы, посадки/посева и уборки. Только для уборки картофеля задействовано 4 прицепных комбайна: 2 картофелеуборочных Dewulf с боковым и прямым подкопом, один WM и отечественный Гомсельмаш. С ними агрегатируют тракторы Terrion, которые выбирались фермером по таким критериям, как мощность ВОМ и надежная гидравлика. Впрочем, часть работ выполняется вручную: уборка капусты, ручные прополки, частично уборка моркови. В сезон, когда заявки небольшие, для уборки также используется ручной труд.

КФХ «Пакуша»

Непридуманные проблемы

Отсутствие резерва свободных земель и, как следствие, проблема выделения фермерам земельных участков – один из наиболее актуальных вопросов для большинства фермерских хозяйств Беларуси. Этот вопрос актуален как для новых КФХ, так и для давно работающих хозяйств, которые стремятся наращивать объемы производства. Безусловно, в этом случае нужен дифференцированный подход к фермерам.

– С одной стороны, действующие хозяйства уже имеют необходимую технику, опыт и наработанную технологию. Однако нельзя не дать шанс и молодым фермерам, которые полны энтузиазма и готовы трудиться на земле. Первоначально им достаточно даже 15–20 га, чтобы понять, сможет ли человек осилить фермерский кусок хлеба. Чтобы в дальнейшем претендовать на расширение площадей, молодой фермер должен доказать свою состоятельность достигнутыми результатами.

Для государства выделение фермерам земли следует рассматривать как выгодную инвестицию в создание рабочих мест на селе. Ведь фермер обеспечивает себя работой, а также вовлекает в производство местное население.

Одной из серьезных проблем нужно назвать и незащищенность фермеров от противоправных действий третьих лиц. В первую очередь, это – воровство и/или порча посевов. Кто из фермеров не сталкивался с этим? Почему, скажем, в Европе совершенно иное отношение к частной собственности и нарушитель несет ответственность? К сожалению, у нас этот вопрос еще недостаточно проработан, в том числе на законодательном уровне.

Не менее важный вопрос – приемка продукции на реализацию. Довольно жесткие, зачастую даже необоснованные критерии учитывают интересы только продавца, но никак не сельхозпроизводителя. Установленные эталонные характеристики продукта, по которым принимают товар, часто не отвечают реальным биологическим особенностям культуры и способу производства продукции. Например, делится своим опытом фермер: «К огурцу, выращенному в открытом грунте, предъявляются требования, аналогичные тепличной культуре. Поэтому в торговых сетях наш белорусский грунтовой огурец с желтым бочком, не вписывающимся в «идеальные» параметры, даже в разгар сезона, – скорее, редкость, нежели правило. Если руководствоваться тем, что цвет плода должен быть ярким, насыщенным и однородным, то удивляет, как на прилавки наших магазинов попадают те же арбузы, которые все как один имеют пятно белого, желтого или оранжевого цвета. Оспорить же результаты приемки фермеру практически невозможно.

Агрессивный иностранный маркетинг навязывает нашему потребителю неверные представления о качестве продукта. Красивая упаковка, глянец, шлифовка предназначены только для одного – отвлечь внимание от главного. Для чего нужна, скажем, модная сегодня предпродажная операция – шлифовка моркови? Только для привлекательного товарного вида, ведь ни качество, ни вкус продукта от этого не улучшаются. В то же время после шлифовки продукт быстрее портится, а дополнительная обработка еще и увеличивает его себестоимость. Возьмем красивую упаковку. К примеру, упаковка евро-домик при фасовке по 2,5 кг увеличивает стоимость товара примерно на 10%. Наше хозяйство переходит на упаковку в прозрачные пакеты, без всяких рисунков, чтобы покупатель мог оценить реальное качество продукта, а не красивую картинку».

КФХ «Пакуша»

Лоббирование торговыми центрами иностранной продукции. Качественная отечественная продукция лежит на складах или идет на корм скоту, в то время как потребителю предлагается импортный товар. И при этом закупочные цены на белорусский товар гораздо ниже, чем на аналогичный из-за рубежа. Конечная цена также отличается в разы.

Понятно, что торговые сети заинтересованы получать гораздо большую маржу в виде торговых надбавок на импортный товар. Сегодня крупные торговые сети, вытеснившие с рынка мелкий бизнес, диктуют свои условия – и производителям, и покупателям. Крупная торговля, требующая больших объемов и бесперебойных поставок, работает только с крупными сельхозпроизводствами. Мелким фермерам, которые не имеют специализированных хранилищ и раньше продавали свою продукцию посредникам для розничной лоточной торговли, в этой системе места почти нет. «Если мы считаем сельское хозяйство одной из приоритетных отраслей нашей экономики, может, стоит поддержать белорусского фермера? Ведь те деньги, которые получит отечественный сельхозпроизводитель, вернутся в экономику страны. А вот валютные закупки стимулируют лишь иностранное производство. В этом ли наша задача?»

Существенно тормозит развитие мелкого и среднего бизнеса в Беларуси безразличие и незаинтересованность государственных органов и структур. Например, чтобы открыть собственное производство, фермеру нужно несколько месяцев ходить по различным инстанциям, собирать всевозможные справки, заполнять многочисленные бланки и т. д. Создается убеждение, что все в госорганах призвано подавить любую инициативу со стороны предпринимателей. Решением этой проблемы мог бы стать заявительный принцип, когда, скажем, фермер заявляет о намерении открыть или расширить свой бизнес. И здесь должны помочь все организации: санстанция, землеустроители, пожарные, налоговая инспекция, исполком и прочие. Их задача – не препятствовать, а помочь человеку осуществить задуманное. Фермер – это, в первую очередь, сельхозпроизводитель, а сегодня он вынужден разбираться и в бухгалтерии, и в маркетинге, и в юридических вопросах, и во многом другом.

Строительство хозяйственных объектов оборачивается еще одной головной болью для многих фермеров. Типовой, но при этом очень дорогостоящий проект ложится неподъемным грузом на плечи многих хозяйств. Почему никто не считает экономическое обоснование, окупаемость таких объектов? А ведь на строительство тратятся не только собственные средства хозяйств, но и бюджетные деньги. Яркий пример – строительство современных животноводческих комплексов за колоссальные средства и в результате многомиллионная долгосрочная кредиторская задолженность перед банками. Сегодня фермеру гораздо проще купить старый, пришедший в негодность объект и сделать его реконструкцию, по возможности собственными силами, не привлекая сторонние организации.

КФХ «Пакуша»

Сельское хозяйство Беларуси все чаще работает в экстремальных погодных условиях, как следствие изменения климата. В частности, уже не первый год наши поля страдают от засухи в летний период. Конечно, это сказывается и на урожае. В таких условиях приобретает целесообразность и актуальность разработка государственной программы орошения сельскохозяйственных земель.

В современных условиях существует объективная необходимость создания единой Белорусской ассоциации фермеров. Это должен быть представительский авторитетный орган. «А сделать его крепким – это уже задача всех фермеров. Ассоциация должна помогать решать те вопросы, с которыми фермеры не могут справиться в одиночку, в том числе выстроить общую стратегию из разрозненных проблем».

И это – лишь небольшая часть вопросов, с которыми сталкиваются фермеры каждый день. Не хотелось бы называть их Проблемами, наверное, пусть это будут Задачи, которые нужно решать, причем совместно – и сельхозпроизводителям, и государству.


Материал предоставлен журналом

Журнал «Наше Сельское хозяйство»

Наверх