Новости сельского хозяйства в Беларуси и за рубежом

Актуальное интервью

БУХ УЧЕТ

Бухучет

Для многих фермеров бухгалтерский учет -- это, знакомое с советских времен понятие, оказалось неожиданным и очень непонятным… И грозящим немалыми неприятностями – от штрафов до криминального преследования. Почему и как -- наш корреспондент беседует с кандидатом экономических наук Константином Ермоленко.

Бухгалтерия времен социализма

— И что может быть опасного в бухгалтерском учете? В советские времена бухгалтерии были на каждом предприятии – и ничего…

— Да, полномасштабный бухучет как явление пришел к нам из советских именно времен. В рамках управления социалистической собственностью такая форма учета и отчетности, наверное, была необходимой. Вспомним: заседания балансовых комиссий… Рассмотрение того, сколько чего производили, по сравнению с прошлым годом, по сравнению с соседним районом. Считали себестоимость кормов, выработку на трактор…

Руководителей хозяйств на всякого рода совещаниях убивали наповал вопросом:

— А почему по району себестоимость 4 рубля 35 копеек, а в вашем хозяйстве целых 5 рублей?

И так далее. Для обеспечения всей этой работы в колхозных бухгалтериях сидели группы женщин -бухгалтеров. С их участием государство могло отслеживать процессы, происходящие экономике села.

А сегодня такого рода бухгалтерию государство пытается ввести и в крестьянских фермерских хозяйствах…

Для информации:

«Суть проблемы такова. С 1 января 2014 года в стране вступил в силу новый Закон «О бухгалтерском учете и отчетности». Без всякого оповещения, предварительной подготовительной работы со стороны органов государственного управления белорусские фермеры в одночасье были поставлены перед фактом обязательного ведения бухгалтерского учета. Следует особо подчеркнуть, что до введения в силу Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» фермеры никогда не были обязаны вести бухгалтерский учет»

(Из письма БООФ Главе Администрации Президента Республики Беларусь Кочановой Н.И.)

Сейчас времена иные

— Это действительно не очень понятно. Вы только что говорили о практике бухучета в централизованном государстве, но сегодня времена иные. И кроме крупных хозяйств есть тысячи фермеров…

— Вот именно. Представьте, что вам в семью пришла бы государственная директива: примите на работу бухгалтера и обеспечьте ему зарплату. Естественно, у вас возникнет вопрос: зачем? Я сам могу посчитать свои доходы и расходы…

А многие КФХ и есть не что иное как семья, которая своими силами обрабатывает сравнительно небольшой участок земли.

— Но крупные КФХ, как отмечалось на недавнем совещании фермеров, нанимают бухгалтеров…

— Действительно, крупные хозяйства в несколько тысяч гектаров поставлены перед экономической необходимостью содержать таких специалистов. Но мы говорим не о них. Сыр-бор разгорается вокруг небольших хозяйств, основанных на личном или преимущественно личном труде.

— Но тогда вопрос: а сколько в Беларуси таких малых хозяйств?

— У государства есть свои методы определять — большое или малое? Это зависит от количества работающих. Обычно применяется градация: до 15 работающих и более 15 работающих.

Не могу точно сказать, сколько в Беларуси хозяйств, работающих только собственными силами. Но, согласно статистике, существует 2100 КФХ (то есть, подавляющее большинство!), в которых работает до 15 человек. Давайте будем учитывать, что «до пятнадцати» — это могут быть только сам фермер. Или только все члены семьи. В том числе, родители, дети и внуки… А если говорить о наемных работниках, «до пятнадцати» это и один наемный работник, и два…

То есть, все равно речь идет о семейном сельхозбизнесе, которому навязывают полномасштабную бухгалтерию. В то время как раньше от фермеров требовалась только книга учета доходов и расходов.

Хотел бы обратить внимание: многие малые предприятия в городе законодательно освобождены от ведения бухгалтерского учета. У них только та же книга учета доходов и расходов. И никто не требует ничего иного. А КФХ в 2014 году обязали вести полномасштабный бухгалтерский учет. То есть, учет, осуществляемый методом двойной записи. То есть дебет – кредит…

Раньше фермеры просто записывали свои финансовые операции: купили то-то и затратили столько то. Продали то-то заработали столько то… Просто, понятно и не нужно содержать дополнительного работника.

Дополнительный работник

Для информации:

«С введением в силу нового Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» подавляющее большинство КФХ оказались фактически неподготовленными к исполнению его требований. Прежде всего по той причине, что введение учета методом двойной записи («дебет-кредит»), составление баланса потребовало привлечение в штат КФХ квалифицированного бухгалтера, а это с учетом размеров и объема производства в ряде КФХ просто невозможно. И самое главное, если спокойно об этом подумать – то никакой нужды государства и, тем более, фермерской семьи в ведении бухгалтерского учета нет, достаточно простого аналитического учета, который велся в КФХ годами до этого»

(Из письма БООФ Главе Администрации Президента Республики Беларусь Кочановой Н.И.)

— А может не так уж и сложно для фермеров – ввести дополнительного работника? И заплатить ему, скажем, 200 долларов… По сельским меркам очень недурная зарплата…

— Прежде всего, давайте отметим: в нашей стране, согласно статистики, около 250 000 бухгалтеров. То есть, операция, которая затеяна властями, по принуждению к ведению полномасштабного бухгалтерского учета, означает создание еще 3 000 рабочих мест для специалистов в этой области. Поскольку не специалист полномасштабный бухгалтерский учет вести не сможет.

Но в сельской местности просто не найдется нужное количество специалистов.

Получается: вместо того, чтобы налаживать конкурентоспособное производство, вкладывая туда ресурсы, фермеров принуждают создавать аппарат работников, по сути выполняющий функции контролеров…

С другой стороны: если, как вы говорите, нанять бухгалтера и платить ему 200 долларов в месяц, получается сумма 2 400 долларов в год — с учетом соцстраха около 3000 долларов. Эту цифру умножаем на 2700 активно работающих КФХ – получается более 8 миллионов долларов будет выброшено на бесполезный, общем-то, контрольный аппарат. Поскольку, как мы уже и говорили, свои затраты и доходы фермер в состоянии учесть сам. Тогда возникает вопрос: кому и зачем нужно это странное нововведение?

— А может быть ответ простой? Полномасштабный бухгалтерский учет нужен для того, чтобы фермеры, не могли уклоняться от уплаты налогов?

— Для этого вовсе не обязательно вводить бухучет. И освобождение от него не означает возникновение новых возможностей для того, чтобы спрятаться от налогов. Напоминаю: тысячи предприятий, работающих в городе, освобождены от бухучета по закону. И нет проблем с налогами…

Я думаю, смысл принуждения к полномасштабному бухучету в другом. То есть, смысла, как такового, нет вообще. И разработчики государственных документов, чиновники из структур, которые должны согласовывать их — все всё понимают. Там работают очень неглупые люди. Но есть доведенная до некоторого такого абсурда идея примитивно понимаемого всеобщего порядка. И это уже какая-то самоцель, нечто самодовлеющее… С чем все упомянутые выше разумные люди просто опасаются спорить.

Но сегодня и глава государства, встречаясь с фермерами, соглашается с тем, что если уплата налогов обеспечена, то нужен вариант учета попроще…

Для информации:

«Установить, что, крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, вправе вести бухгалтерский учет, связанный с деятельностью по производству сельскохозяйственной продукции, в книге учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства, являющейся регистром бухгалтерского учета…»

(Указ Президента Республики Беларусь «О бухгалтерском учете в крестьянских (фермерских) хозяйствах», от 31 августа 2017 года)

И тем не менее, принуждение к полномасштабному бухгалтерскому учету остается. В хозяйства приезжают контролеры, требуют предъявить бухгалтерские документы согласно упомянутому выше закону, который никто не отменял… Возникают немалые штрафы…

— А как получилось, что перед принятием Закона о бухучете никто на это никак не реагировал? Где были фермеры, их организации? Где было общественное мнение?

— Вот в этом главная проблема: деятельность фермерской общественной организации, на тот момент, была сведена к минимуму. А больше некому было лоббировать их интересы.

Правда, Могилевская областная организация фермеров в 2015 году обратилась к главе государства. И прозвучало мнение, что это, скорее всего, перебор. Следует подумать… Думали до 2017 года. Все это время фермеры волновались – не очень громко, но все же: а где обещанный Указ?

Тогда Министерство сельского хозяйства разработало проект Указа, в котором было написано: освободить от ведения бухучета и отчетности КФХ, уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции…

Потом документ пошел дальше… Потом в инстанциях придумали хитренькую формулировку: вести бухучет путем книги доходов и расходов. С одной стороны, упоминается книга… Но с другой, речь, все же, идет о бухучете. Что и позволяет контролирующим органам требовать документы и отчетность. Похоже, идея была в том, что фермеры, не умеющие активно бороться за свои права, «проглотят» любое действие властей.

…Правда, недавно, 30 марта состоялась встреча представителей фермерства с главой администрации Президента Кочановой Н.И., в которой приняли участие представители Минсельхозпрода. И понимание, похоже, было достигнуто.

Посмотрим, как будут развиваться события. Очевидно только, что БООФ и областные организации в любом случае должны быть активнее. Потому что ни под один лежачий камень никакая вода течь не будет.

Беседовал Анатолий Гуляев

Наверх