Новости сельского хозяйства в Беларуси и за рубежом

BOOF logo

В свое продовольствие

Как будут меняться цены на продукцию нового урожая

Урожай

В сезон овощи и фрукты традиционно отличаются нестабильными ценами.

BOOF logo

В свое продовольствие

Как будут меняться цены на продукцию нового урожая

Урожай

В сезон овощи и фрукты традиционно отличаются нестабильными ценами. В начале лета свежие плоды зашкаливают по стоимости на фоне сморщенных прошлогодних. Постепенно цифры на ценниках снижаются, и ходить на рынок становится все интереснее. Так же и этим летом. Хотя холодная погода привела к подорожанию некоторых продуктов, в общей массе овощи и фрукты подтолкнули в июле экономику к дефляции. В среднем цены упали на 0,1%, а именно по продуктам — на 0,7%. Но что нам может принести осень? Корреспонденты «Р» собрали мнения о новом урожае и проанализировали, какими будут цены.

Ой, мороз, мороз…

Наши опасения по поводу стабильности цен на фрукты и овощи вовсе не беспочвенны. Еще месяц назад Евразийский банк развития (ЕАБР) предостерегал, что наша страна может получить дополнительное давление на инфляцию за счет «ухудшения урожая из-за погодных условий этого года и роста цен на продовольствие».

Погодные условия этой весной сказались на тех хозяйствах, которые выращивают овощи в открытом грунте. Директор ФХ «Парфенькова» Леонид Парфеньков говорит, что помидоры пришлось даже пересаживать:

— Ранние сорта попали под мороз, в результате семь гектаров пришлось пересадить. Но урожай будет хороший, правда, с опозданием на месяц: если раньше мы начинали сбор 1 августа, то в этом году приступим только 1 сентября.

А вот цены на продукцию, по оценке фермера, могут вырасти чуть ли не вдвое: ему нужно окупить затраты на пересадку. Более того, прошлогодние цены на томаты были уже ниже планки рентабельности: из-за этого многие хозяйства отказались от этой культуры вообще, а другие увеличили цены.

Осторожничают здесь и с прогнозами на урожай. Леонид Парфеньков не склонен оперировать конкретными цифрами:

— Мы уже делали прогноз на черешню в этом году. Очень хорошо цвела, должны были получить хороший урожай. А потом три дня мороз постоял, так что собрали со всего сада только два килограмма ягод, да и те червивые. То же самое и с баклажанами: в грунте их нет совсем в этом году.

Несмотря на то что наши хозяйства экспортируют помидоры — 42 тысячи тонн за полгода, — значительную долю томатов мы ввозим из-за границы. Более того, продаем свои овощи почти на 450 долларов за тонну дешевле, чем покупаем. Всего за шесть месяцев наша страна импортировала 125,6 тысячи тонн томатов на сумму свыше 167 миллионов долларов. Чаще других на наших прилавках встречались помидоры из Турции, Польши, Марокко, Гвинеи.

Из-за такого засилья импортных томатов многие фермеры считают, что цены на них «неинтересные». То же самое происходит и со сладким перцем.

Фермерское хозяйство «Волынка» из Кобринского района занимается помидорами, но хозяин Николай Иванович с ностальгией вспоминает о былых временах:

— До 2014 года было выгоднее работать. Как в Россию перестали брать импорт, так сразу у нас его стало больше. Раньше за килограмм мы брали 1,8—1,9 рубля, а теперь райпо скупает по 50—60 копеек. На местном рынке людям по 60—70 копеек за кило отдают.

Фермер считает, что урожай неплохой в закрытом грунте и поэтому цены расти не должны. Тем более что население «в принципе стало меньше покупать». По словам Николая Ивановича, люди склонны экономить, а значит, импортные овощи для них намного интереснее.

Яблочный дефицит

По данным Всемирной ассоциации груш и яблок (WAPA), нынешний год стал непредсказуемым для яблочного бизнеса: в мире ожидается самый слабый урожай за последние 10 лет. Только в одной Европе общий сбор яблок составит чуть более 9,3 млн тонн, что является худшим показателем десятилетия. Почти вдвое меньше обычного соберут плодов в Бельгии и Словении, на треть сократится урожай в Польше и Италии. Эксперты прогнозируют, что все это приведет к росту цен на фруктовую продукцию и соки.

Суровая весна с холодами и заморозками привела к тому, что наш яблочный рынок также сократится. И.о. директора Института плодоводства Анатолий Криворот говорит, что «минусы» могут дойти до 20% по сравнению с прошлым сезоном:

— Если учесть, что недобор яблочного урожая будет и в Европе, то цены, конечно, могут вырасти. Не нужно говорить, что они зашкалят, все будет зависеть от рынка, от того, как отреагирует торговля. При этом, если грамотно распорядиться своим урожаем, потребности внутреннего рынка в большей степени будут удовлетворены. Общий сбор яблок в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах прогнозируется на уровне 120 тысяч тонн. Из этого объема небольшая часть продукции уйдет на экспорт.

Николай Гриб, заместитель руководителя фермерского хозяйства «Ольшаны» из Столинского района, оптимистичен: несмотря на капризы погоды этой весной, урожай яблок здесь будет не меньше, чем в прошлом, — примерно шесть тысяч тонн. Говорит, что уберегла небесная канцелярия. А еще добавляет: получилось сберечь объемы за счет молодых садов, которым как раз подошло время плодоносить. Что касается цен на новый урожай, фермер пока не берется судить о том, какими они будут. Не прогнозируют здесь заранее и объемы экспорта:

— Посмотрим, как будет в этом году брать УП «Партизанское». В последние два года продажи хорошо шли. Думаю, что тысячу тонн продадим.

Вместе с тем для нашей страны яблоки — товар чуть ли не стратегический. А как еще объяснить, что только за полгода мы импортировали более 400 тысяч тонн плодов на сумму свыше 225 миллионов долларов? Большая часть яблок — 384 тысячи тонн — по данным Белстата, ввезена из Польши.

«Мучаемся с огурцами и чесноком»

Любят белорусы и другие дары земли. К примеру, огурцы, которые в этом году на открытом грунте, как и помидоры, сильно подмерзли. Фермеры говорят, что с ними просто беда. Если в прошлом году даже на рынке килограмм огурцов можно было купить за 20—30 копеек, то теперь за 70—80 — это оптовая цена самих производителей. Фермер из Червенского района Сергей говорит, что не знает, сколько потом его огурцы стоят на рынке, но предлагает сравнить с картошкой:

— Если картофель стоит у фермеров 30 копеек за кило, то в магазине — по 1—1,2 рубля. Примерно так же растет цена и огурцов.

Сергей рассказывает, что он больше надежд в этом году возлагает на капусту и картофель. Правда, уточняет, что было много влаги и второй хлеб, скорее всего, будет плохо храниться. А капусту собирается продавать копеек по 15 за кило.

Вряд ли вырастут цены и на репчатый лук. Фермер Константин из Брестской области, который нынче посадил 32 гектара этого овоща, не предвидит повышения стоимости. Сейчас он продает его по 45 копеек. В рознице этот лук стоит уже 50.

Еще один овощ — чеснок — где-то дал неплохой урожай, а у кого-то сгнил под обильными дождями. Но его цену предсказывать не берутся. Сильную конкуренцию нашим производителям составляет импортный китайский чеснок. Так, один из фермеров Витебской области жалуется, что три года с этим овощем мучился, а потом решил больше не садить:

— От чеснока в этом году мы отказались. Не знали, куда его сбыть. Даже на мясокомбинаты обращались. Но там нам отказывали, показывая на стоящие в цехах 50-килограммовые бочки с уже очищенным и тертым продуктом. Только ложкой зачерпнуть. Наш они брать не хотели, потому что его им еще пришлось бы чистить и давить.

В общем же понять, как поведут себя цены на плоды после итогов урожая, пока тяжело. Некоторые производители вообще настроены очень пессимистично и говорят о возможных убытках. Остается надеяться, что стоимость фруктов и овощей будет определяться исключительно спросом и предложением, а не желанием получить более высокую прибыль.

Цены

СПРАВОЧНО

Источник: SB.BY.

Наверх