Новости сельского хозяйства в Беларуси и за рубежом

Двенадцать месяцев затрат

И большие проблемы с продажей продукции…

20181022 001

Вадим Януш с сыном Дмитрием

Фермерское хозяйство «Януш» (Деятельность – садоводство, питомниководство, ягодники).

ГЛАВА ХОЗЯЙСТВА: Януш Вадим Владимирович

АДРЕС: 222321, п. Чисть, ул. Полевая, д.23, Молодечненский район, Минская область

ТЕЛЕФОНЫ: +375 176 75 93 35, +375 176 79 04 77, +375 29 704 69 63

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

САЙТ: yanushsad.by

Белорусское сладкое, Алеся, Хани Крисп и другие…

20181022 003

Ровненькие ряды низкорослых яблонь, которые по сравнению с привычными раскидистыми местными яблонями выглядят подростками и чья родословная уводит за пределы Беларуси… Ряды эти расположились на десятках гектаров и составляют основную часть фермерского хозяйства «Януш» в Молодечненском районе Минской области.

- Вадим Владимирович, а почему, собственно, яблоки? А не картошка, капуста и прочее, настолько же привычное…

- Оно как-то само получилось. Окончил Гродненский сельхозинститут с привычной формулировкой – ученый агроном. Но привычная проторенная дорожка «институт – колхоз» особенно не привлекала. Хотелось самостоятельного дела. Особенно после того, как повезло попасть на стажировку в Австрию. Собственно говоря, что это была за стажировка? Это была возможность два месяца работать на одном из сельхозпредприятий вместе со сверстниками из Чехии, Англии, Голландии.

Вот и работал, смотрел широко открытыми глазами, учился… Колхозная действительность, в которую пришлось углубиться во время институтской практики, сильно проигрывала перед тем, что увидел в Австрии. И потому захотелось настоящего современного дела.

В 2000 году зарегистрировал фермерское хозяйство по голландскому образцу. Все тогда было сложно, с землей проблемы – словом все как у всех. Но работали, выращивали посадочный материал, с которым в стране была, как тогда говорили, «напряженка»…

А потом мне и еще трем фермерам в Могилевском облисполкоме было предложено организовать базовый питомник для Могилевской области. На территории «Могилевсада». Это в прежние времена был один из мощнейших садов Беларуси. Мы приехали, посмотрели – понравилось: хорошая земля, хранилище посреди поля, хорошая база… Огромный кусок заброшенного сада, озеро большое.

20181022 002

Но главное: все совпадало с тем, что мы уже начали делать у себя в Молодечненском районе и в чем уже был небогатый, но опыт. Решили, что попробовать стоит. Общими усилиями создали общество с ограниченной ответственностью, заложили маточник, завезли посадочный материал из Голландии… Производили там до миллиона саженцев. И сейчас там выращиваются большие объемы посадочного материала, который реализуется в странах СНГ.

Посадили 120 гектаров сада, занялись овощами… Постепенно разобрались с недвижимостью, на которую, в большей части, даже документы не сохранились…Выправили все документы, купили у местного колхоза 5 жилых домов для работников, контору… То есть, все, что заработали в первые годы, вложили в развитие…

Немалой проблемой оказалось то, что наемный директор оказался неудачным хозяйственником. Поэтому пришлось каждому из нас четверых жить и работать там по году, пока ситуация не выровнялась.

Теперь структура работает и приносит доход. Кроме саженцев еще и картофель, смородина – всего около 400 гектаров.

- Но основное предприятие, все же, здесь, в Молодечненском районе?

- Да, именно здесь все начиналось с сада на приусадебных сотках. Потом возник небольшой питомник. Вскоре население поняло, где можно купить качественные саженцы популярных сортов. Тех самых: Лигол, Белорусское сладкое, Алеся, Ветеран, Хани Крисп, Чемпион… Сегодня площадь ФХ «Януш» составляет более 100 гектаров, в том числе 52 гектара сада.

- И каков объем производства – хотя бы только по яблокам?

-- Немалый для фермерского хозяйства – около 1 000 тонн в этом году. Под это есть техника, хранилища… В том числе, одно – оставшееся еще от Советской армии бомбоубежище. Теперь там, и в других хранилищах с регулируемым климатом, наши яблоки чувствуют себя вполне комфортно.

20181022 004

У нас 10 постоянных работников, а в сезон уборки урожая количество доходит до 70-ти…

- Перед встречей с вами мне пришлось поговорить с людьми, которые работают у вас постоянно. Они хвастались зарплатой – около 1000 рублей, ого!

- Ну, допустим, зимой эта цифра падает где-то до 800…

- Но все равно неплохо! Не всякий квалифицированный рабочий на крупных столичных заводах может похвастаться такой зарплатой!

- Да, дела идут, в общем, успешно и мы можем себе это позволить. Кстати говоря, нам удалось так выстроить процесс, чтобы в году не было пустых периодов, работа постоянным сотрудникам находится всегда. Осень – понятное дело, сбор урожая, расфасовка, развозка товара… Потом обрезка, приведение сада в порядок… Подсаживаем, летом опять посадочные работы, клубника и так далее. То есть, люди заняты круглый год. Соответственно и зарплата круглый год…

Торговать - это вам не производить!

- То есть, как вы и говорили в одном из интервью, производить вы научились. Но, говорили там же, пока не научились торговать?

- В общем-то, да. И нас постоянно упрекают в этом представители торговых сетей. И доля истины тут есть…

- Но?

- Вот именно, но… Смотрите, вот передо мной договоры, которые присланы крупными торговыми сетями. Эти документы содержат ряд кабальных просто условий, на которые ни я, ни мои коллеги-фермеры не можем согласиться.

Вот один из них на 10 страницах мелким шрифтом. В нем сеть настаивает на доставке яблок по магазинам, что вынуждает меня содержать несколько человек, которые будут заниматься только логистикой. Плюс специализированный транспорт. Это уже немалые затраты, но – ладно, можно согласиться.

А вот целый ряд пунктов об ответственности сторон. И тут начинается самое главное. Читаем: «… В случае просрочки поставки или недопоставки товаров поставщик выплачивает покупателю пеню в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки в поставке и недопоставке товара…»

Хорошо, я согласен. Но вот пункт об ответственности покупателя: в случае просрочки с оплатой покупатель выплачивает пеню в размере всего лишь 0, 01% процента от суммы не оплаченного в срок товара за каждый день просрочки. То есть, хитрый покупатель ( он же сеть…) ставит себя в условия в 100 раз более выгодные чем производитель. Что позволяет «крутить» наши деньги неограниченное количество времени. Не говоря уже о том, что и так они должны оплатить только в течение 20-30 дней.

А в другом договоре от еще одной популярной торговой сети та же цифра составляет 0,001%. Практически, это значит, что они вообще вовремя платить не собираются!

… Еще: в договорах, которые предлагают торговые сети, очень странная постановка вопросов по качеству товара – пунктов много, но все предельно неконкретны. Нет ссылок на стандарты, на конкретные документы, нормирующие качество нашего скоропортящегося товара. Указывающие, в каких условиях наш товар должен храниться уже в магазинах. А храниться он должен при температуре не выше чем 10-12градусов и влажности в 80%. Но яблоки, как правило, в магазинах сетей лежат где попало, часто даже возле батарей парового отопления. В таких условиях они даже массу теряют…

Как результат: отсутствие ссылок на ГОСТы и условия хранения, позволяет сетям манипулировать с цифрами неустоек в свою пользу.
Читаем еще: по этим договорам, покупатель вправе требовать за некачественный товар пеню в размере 50% от стоимости товара за каждый день. То есть, я привез товар, мне сказали, что он некачественный – по каким-то им только известным параметрам. И вот, я уже должен 50% от стоимости товара!

Скажите, так можно работать? Я 12 месяцев несу затраты и не могу даже предполагать, что получу в итоге…

Мы подписываем договоры с потребкооперацией – 2 странички, в которых все понятно и все к взаимной выгоде. А с сетями – они сразу выторговывают себе громадные льготы. Такие договоры я подписывать не буду.

- С Россией все иначе?

- Россияне приезжают со своим транспортом, у них простые и понятные договоры на 1,5 – 2 страничках. Они работают по предоплате… В большинстве это посреднические структуры. Но для нас статус покупателя не имеет значения: приехали, заплатили, получили товар – дальше их дела!

А у нас: мало того, что отечественная торговля ставит производителя в невыгодные условия, так она еще и собственные «ляпы» хочет оплачивать за наш счет…

Существует российская статистика: ритэйлерская сеть в Европе окупается за 10-15 лет с наценкой на товар в 10-15%. На наших территориях сети окупаются за 1,5 – 2 года, при наценке от 80% и выше... Оцените разницу!

А потом нам говорят, что прибыльность сетей всего лишь 1,5 – 2 %... Я в это не верю! Да и достаточно посмотреть списки самых богатых в мире людей от журнала «Форбс» -- это владельцы сетей.

У меня вопрос: почему люди из соседнего государства могут работать с нами по предоплате, а отечественные сети не могут? И тут же предложение, от моего имени и от имени моих коллег – фермеров: а давайте попробуем в своей стране со своей системой торговли работать так, как мы работаем с россиянами. То есть, по предоплате, а?

Беседовал Анатолий Гуляев

Наверх