Добавление стоимости продукции
Выгодно ли фермерам развивать собственную переработку
Казалось бы, отличный расклад для сельхозорганизаций и фермеров, когда сам вырастил, сам переработал, а затем отправил на прилавок продукт уже с добавленной стоимостью. Но это только на словах все легко и просто, в деле этом подводных камней немало. Выдерживают ли конкуренцию небольшие перерабатывающие цехи?
Добавление стоимости продукции
Выгодно ли фермерам развивать собственную переработку
Казалось бы, отличный расклад для сельхозорганизаций и фермеров, когда сам вырастил, сам переработал, а затем отправил на прилавок продукт уже с добавленной стоимостью. То же и про торговые сети: приобрел в сезон овощи или фрукты по минимальным ценам, переработал — и получай круглый год дополнительную прибыль. Но это только на словах все легко и просто, в деле этом подводных камней немало. Выдерживают ли конкуренцию небольшие перерабатывающие цехи?
Год назад цех по производству мясных полуфабрикатов Дятловского филиала Гродненского облпотребобщества взял новую высоту – получил экспортный ветеринарный номер. Такой на Гродненщине есть еще только у одного цеха – в Сморгони. Получить его непросто – нужно выполнить жесткие санитарные и ветеринарные требования. На сбор всей документации и приведение производства в соответствие с нормами у дятловских кооператоров ушло полтора года.
В конце 2016-го первая партия полуфабрикатов отгружена в Калужскую область. Объемы производства при этом увеличились вдвое. Сейчас цех работает на полную мощность – в месяц тут выпускают 10—12 тонн продукции. Начальник отдела промышленности Дятловского филиала Василий Сорокопыт раскрывает особенности работы небольших перерабатывающих цехов:
— В первую очередь дело в объемах. Некоторые заказчики у нас, например, просят минимальную партию в двадцать тонн. Мы бы могли столько произвести, но хранить негде. Морозильные камеры рассчитаны на меньший объем. Потому от таких заказов приходится отказываться. В целом же по цеху – два года назад завершилась полная его реконструкция. Раньше здесь был колбасный цех, но производить такую продукцию стало невыгодно. Решили переориентироваться – теперь специализируемся на полуфабрикатах из говядины. На них спрос есть.
Расширять производство, чтобы выполнять и более крупные заказы, в филиале пока не планируют. Да и площади нынешнего цеха не позволят установить еще несколько морозильных камер. Еще один сдерживающий фактор: в одном цехе нельзя перерабатывать одновременно и свинину, и говядину. А если спрос на последнюю упадет? В любом деле нужен строгий подсчет. И сейчас цифры таковы: экспорт мяса и мясных полуфабрикатов за девять месяцев этого года принес филиалу более 331 тысячи долларов.
В целом мясоперерабатывающая отрасль потребкооперации работает с рентабельностью более 24 процентов, приводит данные начальник отдела промышленности Гродненского облпотребобщества Татьяна Гордей:
— У нас действуют девять мясоперерабатывающих и три колбасных цеха. Чтобы направление было выгодным, нельзя все производство ориентировать на один продукт. У каждого цеха есть своя специализация. В Зельве, например, делают варено-копченую продукцию, в Сморгони – сыровяленые и сырокопченые колбасы и так далее. Свою сеть снабжаем всей необходимой продукцией. Кроме мясного, развиваем и другие направления пищевой промышленности. Это хлебопечение, производство безалкогольных напитков, переработка рыбы. В 15 районах области есть объекты промышленного производства.
— А как с конкуренцией со стороны крупных производителей справляетесь?
— Мы делаем упор на несколько составляющих – качество и цену. Постоянно следим, чтобы наша продукция не уступала ни по каким критериям. Чем еще хороши небольшие цехи в райцентрах? Во-первых, это занятость людей. Во-вторых – возможность поставлять в магазины всегда свежую продукцию. Те же хлебопекарные предприятия в обязательном порядке делают поставки в торговые объекты не только утром, а несколько раз в день. Продукция грузится прямо из печи! К тому же маленький цех более мобильный. Есть заказ на небольшую поставку – сделаем. Что не всегда могут предложить крупные предприятия.
Собственную переработку развивают и сельхозорганизации – в Гродненском районе, например, почти у каждой есть свой колбасный или мясоперерабатывающий цех. Объемы небольшие – для своих покупателей. Впрочем, разговаривать о рентабельности и экономике таких некрупных производств руководители хозяйств, ссылаясь на различные нюансы, не захотели. Как стало известно, некоторые из пока действующих цехов вскоре приостановят деятельность. Видимо, конкуренцию выдерживают далеко не все.
Об этом разговорились и с директором Гродненской областной ассоциации фермеров Владимиром Ушкевичем:
— Не многие фермеры, а у нас в области их 356, решаются на организацию собственной переработки. В этой сфере сильная конкуренция, да и сможет ли фермер предложить такие же объемы, как крупный переработчик?
Но единичные примеры все же есть. В частности, фермерское хозяйство «Островецкое» Островецкого района, где налажен полный цикл – от выращивания индейки до выпуска продукции из нее. Но предприятие это к небольшим уже не отнесешь. В ассортименте свыше пятидесяти наименований продукции, в год производят более 1200 тонн индюшатины, есть и свои фирменные торговые объекты.
С главой фермерского хозяйства Павлом Юрмашевым мне доводилось общаться несколько раз. Он признавал, что организовывать столь крупное производство в планах не было. Со своим компаньоном Леонидом Новограном думали заняться выращиванием птицы. Но столкнулись с тем, к примеру, что комбикорм для индейки никто в стране не производил. Пришлось делать его самим. Далее — мясокомбинаты не захотели брать индюшатину для переработки, поскольку тех объемов, которые предлагала одна-единственная ферма, для них было недостаточно. Как итог — на ферме появилась собственная перерабатывающая линия. С годами предприятие только укрупнилось.
Это, кстати, еще одна тенденция – фермерам проще занять ту нишу, где нет конкуренции со стороны крупных переработчиков. Те же колбасы, полуфабрикаты из свинины или говядины производят многие мясокомбинаты, а кто предложит покупателю котлеты из индюшатины? Ниша была открыта.
Большинство фермеров Гродненщины, порядка 80 процентов, занимаются растениеводством. Развивают ли они переработку? В ассоциации фермеров отметили, что и тут случаи единичные. Основное направление — мойка, чистка, фасовка овощей в вакуумные пакеты. Такая переработка организована, например, в фермерских хозяйствах «Горизонт» Мостовского, «Шарича В.И.» Лидского района.
Почему же фермеры не спешат ввязываться в перерабатывающую сферу? Может, выгоды от этого дела никакой?
Валерий Шарич, фермерское хозяйство которого занимает сегодня более 440 гектаров, видит причину в другом: «Выгода в переработке есть. Два года назад решили ей заняться. Дело пошло – теперь в месяц выпускаем порядка 200 тонн мытых овощей и 70 тонн в вакуумной упаковке. Это картофель, морковь, свекла, лук. Такую продукцию охотно берут в кулинарии – экономят время на мытье, чистке овощей. В крупные торговые сети также поставляем свою продукцию. Весь товар реализуем внутри страны. Другой момент, переработка – сложное занятие. Предъявляются высокие требования – по СанПиНу, например. Потому не все спешат браться за это дело».
Безусловно, свои особенности есть в работе как у крупных, так и у небольших перерабатывающих предприятий. Мешают ли они друг другу? Скорее, дополняют. Первые берут большими объемами, выполняют крупные заказы, вторые – более мобильны, заполняют пустующие ниши. Конечно, их пути пересекаются на прилавке, но здесь уже потребитель решает, что положить в свою корзину. Как заполучить его внимание? Ценой, качеством, необычным ассортиментом, различными маркетинговыми хитростями – будь то рекламная игра или самое выгодное скидочное предложение — каждый производитель выбирает сам. Но все ли могут и готовы искать своего покупателя?
Наталья Борисовец.
Источник: SB.BY.