Новости сельского хозяйства в Беларуси и за рубежом

BOOF logo

Доходный ягодный бизнес

В чём преуспели фермерские хозяйства «Тонежский сад» и «Малиновый хутор»?

Ягоды

Проверено временем: наша лесная и садовая ягода востребована в Европе и России. Спрос заставляет огородный бизнес покидать пределы отдельно взятых подворий. Ныне его осваивают в фермерских хозяйствах.

BOOF logo

Доходный ягодный бизнес

В чём преуспели фермерские хозяйства «Тонежский сад» и «Малиновый хутор»?

Ягоды

Проверено временем: наша лесная и садовая ягода востребована в Европе и России. Спрос заставляет огородный бизнес покидать пределы отдельно взятых подворий. Ныне его осваивают в фермерских хозяйствах. Однако до промышленных масштабов еще далеко. Почему это доходное дело, для которого в стране есть все условия, развивается столь медленно?

Среди первых на Гомельщине два десятилетия назад ягодным бизнесом всерьез занялся уроженец Лельчицкого района Александр Исайкин. Глава местного фермерского хозяйства «Тонежский сад» в этой теме с детства. Вырос в полесской деревне, а потому знает о ягодах все. И даже профессия стоматолога, которой, отучившись, планировал себя посвятить, вскоре отошла на второй план. Первый заняли ягоды:

— В Лельчицком районе на землях бывшего хозяйства разбили ягодники. Занялись выращиванием малины, садовой земляники, смородины... Сегодня мы готовы предложить практически весь ассортимент ягоды, которая растет в Беларуси. Продаем на внутренний рынок и за пределы страны.

Фермер рассказывает, что плантации в этом деле лишь стартовая точка. Главная проблема — как ягоду сохранить и доставить потребителю короткими транспортными путями. Именно этот вопрос ребром и заставил полешука искать варианты. В 2005 году, выкупив бывшую торговую базу в Гомеле, он оборудовал здесь первую холодильную камеру. Ныне таких помещений с особым температурным режимом уже несколько. Приобрел линию очистки, фасовки... Предлагает взглянуть на техническую сторону дела своими глазами. Из летнего плюса попадаю в минус 17 одного из холодильников. Глава хозяйства лишь улыбается:

— Для ягоды — самое то. Сейчас ведем реконструкцию помещений. Расширяем базу.

В холодильниках «Тонежского сада» уже высятся ящики с замороженной клубникой, малиной, черникой нового урожая. Часть продукции перегружается в контейнеры для отправки... Лельчицкий фермер планирует и дальше развиваться. Уверен — выбрал правильное направление. Недавно приобрел бывший консервный завод, где собирается развернуть ягодное тепличное хозяйство, чтобы свести к минимуму влияние погоды на урожай. Признается:

— И площади ягодников могли быть больше, и темпы развития быстрее, если бы кредитные ресурсы стали доступнее. С этим пока сложно. Вот сейчас решаю вопрос с банком о выделении кредита под переоборудование бывшего консервного завода. Думают...

Для речицкого фермера Николая Пастушенко, главы хозяйства «Малиновый хутор», ягодники — дело пока исключительно семейное. Супруги и трое подрастающих сыновей самостоятельно справляются со своими 12 гектарами. Под малину здесь отведено 2 га. Почему фермер предпочел эту ягоду другим, понятно объясняет:

— В деревне Еремино под Гомелем, в которой я жил, все в округе занимались и занимаются малиной. Почва там будто создана для ее выращивания. И здесь — также. К слову, в Гомельской области именно малина дает урожаи, каких в других регионах не увидишь. Поначалу не хватало знаний. На Гомельщине с этим проблема. Агрономы–ягодники в большом дефиците. Поэтому заочно получил базовое аграрное образование, остальное — самостоятельно по книгам. В итоге решил, что буду заниматься именно ремонтантными сортами малины. Она дает урожай непрерывно, и ягоды созревают вплоть до морозов.

Проблем со сбытом продукции нет. Была бы ягода. Другой вопрос, что до промышленных объемов путь долог. Своими силами придется подниматься годами. Впрочем, речицкий фермер к этому готов. Для себя определил задачу — отказаться от устоявшейся технологии выращивания, чтобы свести к минимуму затраты на уход и обработку. Результаты новых подходов уже есть. Удачным опытом охотно делится с другими.

Руководитель ассоциации фермерских хозяйств области Владислав Ткачев уверен, что ряды ягодных бизнесменов были бы шире и масштабнее, если бы эффективно работала система поддержки этого вида бизнеса. Ведь четверть века тому на Гомельщине лишь пару фермеров культивировали ягодники. В наши дни таких крестьянских проектов уже более десяти. Причем всплеск интереса отмечается в последнее время, замечает Владислав Владимирович:

— Государственная программа развития аграрного бизнеса на 2016 — 2020 годы предусматривает поддержку фермеров в целом и ягодного направления в частности. Прописаны средства под эти статьи. Однако условия их получения достаточно сложные. Лично я не знаю в нашем регионе фермеров, которые смогли воспользоваться такой помощью.

Стоит сказать, что наука тоже ратует за развитие ягодного промысла. Убедительные результаты показал пилотный проект ученых Центрального ботанического сада Национальной академии наук по введению в промышленную культуру на мелиорированных землях и выработанных торфяниках трех вересковых видов — голубики высокорослой, клюквы крупноплодной и сортовой брусники. Почему решились именно на такой проект, раскладывают по полочкам:

— Это позволит на Полесье вернуть бросовые земли в хозяйственный оборот, повысить витаминизацию населения, а также создать новые рабочие места и обеспечить существенные валютные поступления из–за рубежа при реализации ягодной продукции.

Ученые приводят цифры. Уже сейчас продажа саженцев голубики в ботаническом саду, ОАО «Палескiя журавiны» и еще двух фермерских хозяйствах позволяет ежегодно получать свыше 2,5 миллиона долларов. А ежегодный доход от вступивших в стадию плодоношения 500 гектаров сортовой голубики составляет 7,5 миллиона долларов, 100 гектаров клюквы — 1,2 миллиона. Такая вот арифметика, пока точечно проверенная на практике...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

КОМПЕТЕНТНО

Источник: SB.BY.

Наверх