Новости сельского хозяйства в Беларуси и за рубежом

Леонид Заяц: «Для кредитора акции лучше, чем ничего, а для менеджера – возможность владения частью предприятия»

Разработан проект нового нормативного акта по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий

ПРОЕКТ указа, определяющего новый механизм финансового оздоровления проблемных предприятий АПК, Александр Лукашенко поддержал по итогам прошедшего 20 июля совещания, на котором обсуждался этот вопрос. Разработать комплексный нормативный правовой акт, который позволит организациям АПК входить в специальный режим финансового оздоровления без применения судебных процедур, Правительству было поручено в конце 2017 года.

Что нужно сделать, чтобы оздоровить предприятия, какие инструменты помогут выйти на устойчивое развитие сельхозпредприятий — в эксклюзивном интервью «Сельской газете» рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид ЗАЯЦ.

— Леонид Константинович, если о финансовом оздоровлении, то здесь принято уже немало решений. Почему в одних случаях они срабатывают, а в других — нет?

— Все зависит от конкретных руководителей и коллективов. Одни с полной ответственностью подошли к тому, что в народе называют глотком свежего воздуха. Одни умело воспользовались льготами по части финансов, другие продолжили действовать в прежнем русле: нарушают технологии на полях, фермах, исполнительскую дисциплину. К тому же, как и в любой сфере, сразу все предусмотреть невозможно. Приобретаемый опыт в таком новом деле подсказывает, какие необходимы корректировки в правовые акты.

Сразу отмечу: несмотря на сложности, есть прогресс в финансовом оздоровлении хозяйств. 323 из них подлежали досудебному оздоровлению. 40 присоединили к другим сельхозпредприятиям. Из оставшихся 283 — 48 восстановили платежеспособность, 78 — улучшили, у 118 она не изменилась. Это больше половины. У части (118) ситуация осталась прежней, у некоторых она даже ухудшилась.

Восстановившие платежеспособность будут выведены из списка по оздоровлению. Но льготы, предусмотренные для них Указом № 253, сохраняются. Чтобы, как говорится, могли твердо стать на ноги. А с остальными предполагается уже работать по новым принципам, которые предусмотрены проектом подготовленного нормативного документа.

— Какие подходы в нем намечается применить для улучшения дел?

— Предполагается создать специальный режим финансового оздоровления без применения судебных процедур. Эти полномочия передадут председателям райисполкомов. Их роль значительно возрастет. Руководители районной вертикали должны взять под личный контроль работу проблемных хозяйств, чаще бывать там самим и принимать необходимые решения.

По каждому неплатежеспособному сельхозпредприятию должен быть разработан бизнес-план, который предстоит защитить на комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства). Он должен быть реалистичным, позволяющим со временем выйти на показатели, обеспечивающие восстановление платежеспособности хозяйства.

Также предусмотрены новые инструменты оздоровления. В частности, отсрочка по выплате финансовых обязательств на 3 года с последующей рассрочкой на 5 лет, а также обмен долгов на акции, мировое соглашение.

— Сразу напрашивается вопрос. Любой кредитор захочет получить акции успешного сельхозпредприятия, которые принесут дивиденды. А какой смысл брать ценные бумаги слабого хозяйства, за которые ничего не светит?

— По действующему законодательству сельхозпредприятия не могут рассчитываться за долги техникой или скотом. В этом случае ценные бумаги лучше, чем ничего. У кредитора появляется шанс: со временем, когда предприятие обретет платежеспособность, он сможет постепенно через дивиденды вернуть свои деньги.

— Если решение всех проблем неплатежеспособных предприятий возлагается на местные власти и, в частности, на председателей райисполкомов, то какой будет роль антикризисных управляющих?

— Их при новых подходах не будет. Практика показала: среди антикризисных управляющих много толковых специалистов. Но не все они знают специфику отрасли. Одно дело — разобраться с проблемами фабрики или завода, продать имущество и рассчитаться с долгами. И совсем иное — сельхозпредприятие, у которого скотом и машинами нельзя рассчитываться. Задача проблемных хозяйств — увеличить производство и реализацию продукции, пополнить банковский счет, чтобы рассчитаться с долгами и выйти на устойчивое развитие. Поэтому председатель райисполкома вправе решать, кому этим заниматься: действующему руководителю или новому.

Кстати, в распоряжении местной власти появится еще один вариант финансового оздоровления — передача хозяйств в доверительное управление. Например, по соседству с неплатежеспособным находится устойчивое сельхозпредприятие. Объединение их связано с определенными сложностями и даже риском. Ведь в этом случае надо брать на себя чужие обязательства. При доверительном управлении хозяйство переходит в ведение соседа без долгов. Успешное помогает проблемному более эффективно вести производство, чтобы увеличить доходы, прибыль и за счет дополнительных денег рассчитываться с долгами.

— А если в районе не найдется желающего взять в доверительное управление?

— На этот случай для помощи неплатежеспособным хозяйствам областные и районные исполнительные комитеты смогут создавать специальные финансовые фонды. Из них деньги будут поступать на запчасти, топливо, минеральные удобрения и так далее. Но с обязательным возвратом после реализации произведенной продукции.

— Решение многих проблем, в том числе выход на устойчивую работу, зависит от руководителей. А они в свою очередь должны знать, ради чего стараются, напрягают нервы, не спят по ночам.

— Проект указа предусматривает для них существенное стимулирование. Если директор в течение определенного времени погасит все долги и обеспечит эффективную работу сельхозпредприятия, то сможет рассчитывать на поощрение: 25 процентов плюс 1 акцию сельхозпредприятия. А на них, соответственно, дивиденды.

— На совещании у Президента состоялся принципиальный разговор по текущим вопросам, в частности, заготовке кормов. Как идут дела в этой сфере?

— С первого укоса по стране заготовлено чуть больше кормов, чем год назад. Но июньская засуха создала проблемы с отрастанием трав. В июле ситуация улучшилась, но дожди не дают возможности вести заготовку высокими темпами. Ставится задача: всем хозяйствам обеспечить полноценные рационы животным, чтобы зимой не было переброски кормов. Сейчас активно отрастают травы вторых и третьих укосов, резервом станут однолетние, хорошие виды на кукурузу. Словом, есть предпосылки для того, чтобы заготовить необходимое количество кормов.

— Важно не только заготовить их, но и умело сохранить. Глава государства поставил задачу в этом году полностью избавиться от буртов и курганов.

— В этом году необходимо построить 1723 траншеи, в которые можно уместить почти 3,5 миллиона тонн кормов. Уже возведено 536 таких хранилищ, остальные в стадии строительства. К 1 октября все будут готовы.

— На совещании шла речь и о жатве. Какой урожай ожидается, учитывая погодные условия лета, хватит ли зерна?

— Его будет достаточно для того, чтобы обеспечить продовольственную безопасность. Кроме того, в стране есть еще запас прошлогоднего урожая. Уменьшение сбора колосовых надеемся компенсировать зерном кукурузы, которого предполагается собрать более миллиона тонн. Поэтому не будет проблем и с фуражом.

— Спасибо, Леонид Константинович, за откровенный разговор.

Источник

Наверх