Новости сельского хозяйства в Беларуси и за рубежом

BOOF logo

Пленэр 2017

Есть меценаты, есть…

Этому пленэру, организованному в усадьбе ФХ “Василёк”, впору присвоить статус Международного. Сами художники так себя и воспринимают, и позиционируют. Судите о представительстве сами: Санкт-Петербург, Москва, Симферополь, Киев, Минск, Гомель, Бобр… Искусство, действительно, не знает границ. А обилию картин мог бы позавидовать и региональный художественный музей.


Посетив д. Наквасы – центр фермерского хозяйства В.Ф. Вергейчика, сразу вспоминаешь меценатов прошлого, щедро пестовавших искусство, ничего не жалевших для создания картинных музеев и портретных галерей в Несвижском, Мирском и других замках, театров в Слониме, Сморгони, Шклове…


Не первый год принимает у себя художников фермер Василий Фёдорович Вергейчик. Для них в деревне Наквасы Дзержинского района созданы все условия: и для отдыха, и для плодотворной творческой работы. Живут, творят, экспериментируют и выставляются мастера кисти и графики тут же, в агроусадьбе.


В погожий, солнечный, каким выдался этот летний день, вернисаж состоялся под открытым небом. А на случай непогоды к услугам художников и их картин – огромная терраса, превратившаяся после застекления в прекрасный демонстрационный и торжественный зал для приема гостей и проведения выставок.


Впечатляют и представленные картины с узнаваемыми пейзажами, опоясывающими живописную агроусадьбу “Наквасы” – рукотворными водоемами и озерцом, рядами зеленых пихт и других насаждений, садовых деревьев, цветочных клумб и сработанной под старину россыпью эксклюзивных зданий и типичных для сельского быта строений – банька, беседка, амбар, мостки. Притягивает взор и рыбацкий причал, и загоны для животных, домашней птицы, и сама живность: индюки, гуси, лягушки и пугливые ящерицы, и, что особенно любопытно, сытые комары. Словом, воображению художника есть где разгуляться и где применить свое мастерство и фантазию.


Приковывают взгляд и лица тех, кто, останавливаясь у картин, узнает себя: купающиеся, всматривающиеся в отражение радуги после летнего дождя. И пребывающие в хорошем настроении, запечатленные в минуты отдыха у притягательного объекта – мостка через ручей.


Примечательно, что на фоне выставленных картин уже именитых творцов выложила свои первые работы юная поросль почитателей холста. Среди тех, кто начинает постигать тонкости игры цвета и красок, есть немало внимающих опыту бывалых мастеров, рассматривающих их работы и размышляющих об их ощущениях в ходе создания картин, задумывающихся о возможных испытаниях и мысленно сравнивающих со своими переживаниями, чувствами, переменами настроения, настоящими муками творчества, исканиями, терзаниями, сомнениями, обычно посещаемых молодых в ходе работы над картиной.


Стайки юных мастеров буквально облепили все зеленые лужайки усадьбы, заняв удобные места с выбором своего ракурса для отображения, переноса объекта в деталях на полотно.


В роли экскурсовода на импровизированной выставке выступила Н.Н. Ермолович. Как истинный искусствовед, Наталия Николаевна нашла тёплые слова о каждом художнике, подчеркнув особенность и неповторимость стиля, свойства души и отзывчивость характера.


Представляя Василия Сидоренко из Гомеля, она не просто назвала его подвижником детского творчества, который привозит на пленэры художественно одарённую смену, но и, отправляя в самостоятельное плавание, продолжает заботиться об их творческом росте, неизменно контактировать, общаться, давать полезные советы. Он столько создал картин и воспитал художников, что им до сих пор восхищаются ученики. Многие из них получили специальное образование в художественном училище. А три его воспитанника завершают учёбу в академии искусств. Если воспитать хотя бы одного профессионального творца, то, считай, не зря прожита жизнь. А тут – только вообразите: их уже трое. Кстати, они чуть позже примут участие в пленэре. А сколько еще их, юных и подающих надежды, выпустит Василий Сидоренко в жизнь – целую творческую плеяду! Между прочим, это он, правда, не без помощи родителей учеников и участия, поддержки Наталии Николаевны Ермолович, добился, чтобы в Гомеле, как и по всей стране, детей, лишенных слуха, стали принимать из спецшкол в художественные училища и колледжи.


А вот как Наталия Николаевна отозвалась о целеустремлённости Сидоренко:

– У Василия, дорвавшегося до холста, глаза источают радость, горят огнем. Он пишет, пишет, пишет… Это просто потрясающе! Старается всё отобразить точь-в-точь, до последнего штриха… У него очень сильные работы по чернобыльской тематике. Это им задуман чернобыльский цикл “Прошлое и настоящее”.


Какие они изумительные люди, эти художники! Алексей Нашивочников приехал из столицы Украины. Он весьма известный архитектор, по проекту которого построено 8 станций Киевского метро. И собратья по кисти вернули его к другому виду творчества, поскольку он смолоду и художник прекрасный.


Постоянный участник пленэров Анатолий Никитин – человек не менее удивительной судьбы. Диагностическая ошибка врачей не только лишила его слуха, но и в одночасье перечеркнула карьеру певца (а он обладал восхитительным баритоном), хотя дара речи не утратил. И всё же ему пришлось искать новое применение способностям: окончил ВГИК, операторское отделение. И в процессе учёбы обнаружил в себе тягу к другому виду искусства – художественному творчеству. Глубоко вникал в стиль художников разных эпох, стал заядлым посетителем выставок в Москве, экспозиций картинных галерей и музеев. Оказавшись в Гомеле, он возглавил Дом культуры для глухих, что стало далеко не случайным событием. Поскольку он человек всестороннего дарования: и музыкант великолепный, в совершенстве владеющий аккордеоном, баяном и другими инструментами, и поэт чудесный, стихи которого выходили в различных альманахах и сборниках, печатались в периодике. Это в бытность его директорства в Доме культуры при учреждении возник кружок для юных художников, лишенных слуха, который и возглавил тогда Василий Сидоренко. Образовался подвижнический тандем, который стал проводить в областном центре первые международные как взрослые, так и детские пленэры, положившие начало семинарскому обмену в Великобритании (Шотландии), Голландии, Италии и т.д. Европейские детские делегации стали частыми гостями в Гомеле, а с переводом Анатолия Семёновича на работу в Минск их визиты расширились на всю Беларусь.


Другой завсегдатай пленэров – Анатолий Микляев – возглавляет Союз глухих художников Москвы. У него свой метод работы. Увидев красивый пейзаж, он долго изучает его, фотографируя прежде всего в памяти, потом запечатлевает, дублируя на фото. И уже дома, в мастерской, всматривается в кадры и, освежая запомнившиеся детали, пережитые ощущения, начинает работу над картиной и воспроизводит всё просто гениально.


Рассказывая о судьбе художника Сергея Вишнякова, экскурсовод отметила участие коллег. Художники лет 10 тому назад буквально выдернули его из трясины будней, упрекнув:

– Ты забыл, что ты художник, что умеешь (или уже умел когда-то?) играть красками, тонами, переливом цвета, ты можешь и должен ездить с нами на пленэры. А он, устроившись на работу, где требовался именно художник для оформления музейных панорамных экспозиций, подготовки манекенов. Увлекшись этим, он посчитал таксидермию (изготовление чучел животных) творческим занятием, поскольку привык ко всему относиться как истинный художник. И вот сегодня он снова в наших рядах и с новыми работами.


Такой поразительный факт: Вячеслав Гусев три дня добирался в Наквасы из Симферополя – автобусом, паромом, поездом. Уже в Минске его встретили коллеги. А порадовал выставку он и морскими пейзажами, и архитектурными творениями.


Известный белорусский портретист и пейзажист Алесь Пушкин охотно поведал и о своём творчестве, и об индивидуальном стиле талантливых минских художников Леры Лазук и Дмитрия Петровского, предсказав им большое будущее.


Образно высказалась об особенностях общения с глухими художниками супруга главы ФХ В.Ф. Вергейчика Алла Алексеевна:

– Когда разговаривают сердца, никакой перевод не нужен. Обо всём говорят картины талантливых художников, их светящиеся любопытством глаза, отдельные жесты и вся манера поведения.


А Наталия Ермолович поделилась наблюдением:

– Был момент, когда громко заиграла музыка. И, казалось, не слышащие, не воспринимающие звуков пустились в пляс. И танец исполняли, не нарушая его ритма, строго в такт. Будто слышали и ощущали музыку ногами, всем телом. Утратив возможность слышать, они с детства обретают другой дар – обостренно видеть и воспринимать окружающий мир. Посмотрите, как пишут они картины, какие тона красок выбирают. Какое у них световое ощущение – всё более ярко, зримо и рельефно…


Глава ФХ “Василёк” В.Ф. Вергейчик давно контактирует с Дзержинской школой искусств и, в частности, её художественным отделением: регулярно предоставляет автобус для творческих поездок, помогает родителям учащихся с приобретением материалов и красок для развития творческих наклонностей одарённых детей. Они с удовольствием навещают усадьбу по выходным дням в период учёбы, а на каникулах гостят неделями, проходят оздоровление, пребывая на свежем воздухе и питаясь экологически чистыми продуктами, а заодно оттачивают, шлифуют, вырабатывают свой стиль восприятия и отображения действительности. Погостив в Наквасах, едут на агротуристическую базу-филиал ФХ “Василёк” за сотню километров – в Бегомль, где для них предусмотрены те же комфортные условия.




Пленэр в Бегомле

В атмосфере творчества

С 8 по 16 июля 2017 года на территории одной из агроусадеб ФХ "Василек", что в Бегомле Докшицкого района Витебской области, прошел пленэр маститых и молодых белорусских художников. В.Ф. Вергейчик предоставил творческому сообществу кров и пищу, а в последний день пребывания по инициативе самих художников было написано несколько портретов хозяина усадьбы. Понравившиеся картины, в том числе и с другими сюжетами, глава хозяйства приобрёл для будущей галереи в Бегомле.

Фоторепортаж с пленэра очередной группы юных художников и их профессиональных наставников в Бегомле.











Наверх