Новости сельского хозяйства в Беларуси и за рубежом

Получай, деревня, бизнес

Когда регионы станут более предприимчивыми?

Максимальные возможности для развития торговли, общественного питания и бытовых видов обслуживания на селе дал малому бизнесу Указ № 345. Правда, реалии жизни отчетливо демонстрируют, что эта ниша по-прежнему освоена недостаточно. Несомненно, льготные условия привлекли тех, кто умеет делать прически, шить и вкусно кормить. Но достаточно ли их?

Все дело во времени. Его еще немало понадобится, прежде чем люди поймут: открываются действительно большие возможности. Например, с учетом преференций поменялись требования к регистрации объектов общественного питания. Появилось понятие «кафе для проведения мероприятий», ощутимо снизились требования к санитарным и пожарным нормам. Исчезли даже классы и типы, что дает возможность называть заведение так, как захочется. Именно так, собственно, работает малый бизнес во многих странах мира.

Но, несмотря на все предпринимаемые усилия, картинка в большинстве сельских населенных пунктов далека от совершенства. Выпить чашку кофе с круассаном можно далеко не в каждом крупном агрогородке. Что уж говорить о небольших населенных пунктах. Есть столовые и кафетерии сельхозпредприятий. Но они обслуживают только своих работников. Выехав за черту большого города в любом направлении, турист рано или поздно приедет в какой-нибудь небольшой населенный пункт. И чаще всего, прибыв туда, одинокому путнику придется довольствоваться малым. Далеко не везде найдет он тихое местечко, где подадут ему горячие напитки и закуски.

Говорят, в последнее время все меняется в лучшую сторону. И в этом утверждении есть истина. К примеру, в Гродненском районе объекты общепита не открывались много лет. А в прошлом году появилось сразу шесть кафе, баров и столовых на 243 посадочных места. Активно открываются кафе и бары в других регионах. В Лиде за минувший год появилось сразу 9 точек общепита. В Островце открылось пять кафе, баров и ресторанов.

На днях Министерство антимонопольного регулирования и торговли с учетом предложений рабочей группы подготовило и вынесло на общественное обсуждение проект указа «О создании дополнительных условий для развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания». На сайте ведомства отмечено, что положительные результаты уже есть, и даже приведены интересные данные. По информации, переданной облисполкомами на 1 июля этого года, в провинции открыто уже 159 торговых объектов, 6 объектов общественного питания и 12 — бытового обслуживания. Правом тор­говать алкогольными напитками в магазинах и павильонах площадью менее 50 квадратных метров, расположенных в деревнях, воспользовались 153 юрлица. Еще 25 начали торговать этой продукцией с использованием автолавок. К ним присоединились 146 ИП, продающих горячительные напитки вне зависимости от торговой площади торговых объектов. За этими сухими цифрами — рост предпринимательской инициативы.

В МАРТ поступают предложения от облисполкомов, Белкоопсоюза и субъектов хозяйствования о внесении изменений в Указ № 345. Согласно проекту документа, период предоставления льгот и преференций предлагается продлить до конца 2030 года. Также изменения в документ предусматривают включение розничной торговли, общепита и оказания бытовых услуг в перечень приоритетных видов деятельности для осуществления инвестиций. Предлагается оптимизация ассортиментных перечней для розничных торговых объектов на селе в части непродовольственных товаров, возможность компенсации транспортных расходов, связанных с доставкой товаров автомагазинами в отдаленные сельские населенные пункты.

Есть и другие инициативы. Минский облисполком, к примеру, предполагает распространить льготы на арендодателей капитальных строений, расположенных в сельской местности и являющихся торговыми объектами, точками общественного питания или бытового обслуживания.

Позволят ли эти послабления сделать провинцию лакомым кусочком для предприимчивых белорусов? Покажет время.

Источник

Наверх