Новости сельского хозяйства в Беларуси и за рубежом

Так кто больше зарабатывает: производители или торговые сети?

20190204 005

Генеральный директор ООО «Евроторг» Андрей Зубков

К обращениям в МАРТ со стороны объединений предпринимателей, которые ведут борьбу по ограничению влияния крупных торговых сетей, страна уже привыкла. Но последнее обращение заставило буквально вздрогнуть – крупные торговые сети, по мнению авторов очередной жалобы, угрожают ни много ни мало суверенитету страны! Министерство в ответ на это обращение создало межведомственную рабочую группу, которая, как сообщается в СМИ, проанализирует ситуацию и примет необходимые меры. Естественным в такой обстановке является желание выслушать и другую сторону затянувшегося спора. О том, как воспринимают нападки бизнес-союзов крупные отечественные торговые сети, рассказал генеральный директор «Евроопта» Андрей ЗУБКОВ.

Так кто больше зарабатывает: производители или торговые сети?

20190204 005

Генеральный директор ООО «Евроторг» Андрей Зубков

К обращениям в МАРТ со стороны объединений предпринимателей, которые ведут борьбу по ограничению влияния крупных торговых сетей, страна уже привыкла. Но последнее обращение заставило буквально вздрогнуть – крупные торговые сети, по мнению авторов очередной жалобы, угрожают ни много ни мало суверенитету страны! Министерство в ответ на это обращение создало межведомственную рабочую группу, которая, как сообщается в СМИ, проанализирует ситуацию и примет необходимые меры. Естественным в такой обстановке является желание выслушать и другую сторону затянувшегося спора. О том, как воспринимают нападки бизнес-союзов крупные отечественные торговые сети, рассказал генеральный директор «Евроопта» Андрей ЗУБКОВ.

– Посыл о том, что монопольные позиции в сфере розничной торговли в стране захватывают структуры, либо принадлежащие иностранным контрагентам, либо получившие огромное финансирование из-за рубежа на осуществление своей экспансии, даже комментировать не хочется. Данные о том, кому принадлежат контрольные пакеты акций большинства отечественных сетей, есть в свободном доступе в интернете. А говорить, что торговые сети получают финансирование из-за рубежа на осуществление экспансии и что это почему-то плохо, и вовсе несерьезно…

«Евроторг» первым из белорусских частных компаний разместил свои ценные бумаги на мировом рынке заимствований и на отличных условиях привлек в Беларусь иностранные инвестиции. Это был настоящий успех нашей компании, отмеченный международной наградой за лучший дебют на мировых финансовых рынках среди бизнес-структур стран Восточной Европы. Считать факт привлечения внешних инвестиций отрицательным явлением для экономики страны как минимум странно!

20190204 006

20190204 007

20190204 008

20190204 009

Евроопт – ведущая розничная сеть в Беларуси

Почему вообще иностранные инвестиции интересуют отечественные торговые сети? Первая причина – у белорусских банков недостаточно ликвидности в национальной валюте, чтобы кредитовать частный сектор в необходимом объеме. Вторая причина – валютное заимствование внутри страны для предприятий, не обладающих валютной выручкой, затруднено. Это нормальная политика Национального банка, ограничивающая долларизацию экономики, но, с другой стороны, объективный фактор, с которым мы должны считаться. Третья причина интереса к зарубежным инвестициям – это более дешевые кредиты, в том числе и для нас на момент размещения бумаг. А значит, выгодные, позволяющие привлечь капитал из-за рубежа для решения экономических задач внутри Беларуси.

Подобное привлечение средств открывает дорогу другим игрокам белорусского рынка. И каждое последующее заимствование будет более дешевым как для страны, так и для нас и других заемщиков из Беларуси.

В целом мы получаем два основных обвинения. Первое – мы оказываем давление на отечественных производителей требованиями лучших цен для наших покупателей, не давая им успешно развиваться. А второе – мелким и средним предпринимателям невозможно выдержать конкуренцию с крупными торговыми сетями.

Сначала об отношениях с производителями. Еще 10-15 лет назад, до появления в стране достаточно крупных и сильных торговых сетей, в Беларуси существовал абсолютный диктат поставщиков. Любому магазину могли объявить, что с завтрашнего дня цены на продукцию такого-то предприятия повышаются на 15% – и без объяснения причин!

Сегодня эта ситуация невозможна в принципе. Сильные и крупные торговые сети просят производителей и поставщиков с фактами в руках обосновывать любое изменение цены. Поднять цены на 10 или 15 процентов просто потому, что так хочется, не выходит. И эта особенность конкуренции между торговыми сетями, а также сдерживание аппетитов поставщиков являются во всем мире общепризнанным фактором для сдерживания роста цен. Наряду, естественно, с другими действиями государственных регуляторов. А отражается это в конечном итоге на интересах населения страны, которое получает возможность покупать товары по более доступным ценам.

Но есть во всей этой проблеме не только голые эмоции, но и объективные экономические данные. Если один довлеет на рынке – другая сторона проигрывает. Если торговые сети задавили производителей – то у розницы должны быть прибыли больше, чем у производителей. Нам известно о рентабельности по чистой прибыли многих крупных игроков – торговых сетей. В основном она колеблется от 0,5 до 1%. У нас, в частности, по 2017 году – 1,03%, а по 2018 году – 0,5%. Мы проанализировали финансовую отчетность за 2017 год (находящуюся в открытом доступе на портале portal.gov.by) 41-го производственного предприятия, с которыми имеем значимые обороты. Оказалось, что у 34 из 41 рентабельность по чистой прибыли выше, чем у нас, а у половины из них – существенно выше и колеблется от 6 до 16%.

Показатель соотношения чистой прибыли к товарообороту у Евроопт в 2017 году составил 1,03%, а у Волковысского мясокомбината -10%, у Ошмянского мясокомбината – 8%, у «Беллакта» – 8,4%, у агрокомбината «Дзержинский» – 10,2% , у предприятия «Молочный мир» – 16,4% , Слуцкого сыродельного комбината – 9,5%, Солигорской птицефабрики – 10,3%, «Коммунарки» – 15,9%, «Спартака» – 9,1%, «Аливарии» – 11,8%.

Попробуем понять это на простом примере. Покупая, предположим, бутылку молока в магазине за 1 рубль, покупатель дает возможность заработать «Евроопту» 1 копейку чистой прибыли, а проанализированным нами производителям молока и молочной продукции в среднем – около 6,4 копеек.

Так в чем же выражается наше пагубное воздействие на производителей?

Производители имеют хорошую рентабельность по чистой прибыли – на том же уровне, как и их европейские коллеги. В то время как крупные белорусские розничные сети с рентабельностью в районе 0,5- 1% балансирует на грани убыточности. Любое изменение коньюктуры на рынке может привести к убыточности основных сетей, что повлечет за собой самые серьезные последствия в торговом обслуживании населения.

И еще один нюанс. Если производителям так не нравится сотрудничать с торговой сетью «Евроопт», как об этом заявляют бизнес-союзы, так почему они продолжают поставлять в нашу сеть свои товары? Ведь наша доля розничного рынка – всего 19%. Значит, им выгодно с нами сотрудничать – из-за хорошо выстроенной логистики, из-за того, что производителям самим не нужно организовывать активные продажи, а также потому, что с нами есть возможность без больших расходов войти в глубинку и т.д. Если было бы невыгодно поставщикам сотрудничать с «Еврооптом», они ушли бы в другие сети – ведь 81% рынка в руках иных операторов.

Второе обвинение – крупные торговые сети делают неконкурентоспособной мелкую розницу. Чтобы понять эту проблему, давайте обратимся к опыту европейских стран, где сети появились 50 лет назад. В развитых странах все уже давно изобретено и отрегулировано. Так, в обращении в МАРТ упоминаются 17 крупнейших сетей Беларуси, которые нарастили товарооборот за последние годы на 15%. Но во многих западных странах три-пять сетей держат до 85-95% розничного рынка продуктов питания! И это никоим образом не мешает существовать мелким розничным магазинам.

Дело в том, что торговые сети – это универсальные магазины по продаже универсального ассортимента. Это примерно 85-95% продовольственных товаров, которые наиболее востребованы покупателями. Никто не сможет обеспечить население этим набором продуктов первой необходимости лучше, чем крупные торговые сети – и по качеству, и по ассортименту, и по ценам. Ниша мелкой розницы во всем мире – оставшиеся 5-15%. Крупные торговые сети вряд ли сумеют сделать такой хлеб и выпечку, как небольшая пекарня, представить такое количество сортов кофе – как специализированный кофейный магазин, организовать ассортимент мяса и мясных изделий – как специализированная мясная точка, представить ассортимент фермерских продуктов – лучше самих фермеров. И это главная ниша для мелкой розницы во всем мире, которая при этом старается разместиться рядом с магазинами крупных торговых сетей – ведь именно там обеспечивается основной трафик покупателей.

Есть, конечно, в Европе и небольшие универсальные магазины шаговой доступности несетевой принадлежности. Но это магазины «для забывчивых» – если внезапно понадобилась бутылка молока, пачка соли или багет, которые ты забыл купить в супермаркете, то сможешь приобрести эти товары в таком магазине, но по цене гораздо дороже, чем в крупных торговых сетях.

Сегодня по сути от имени бизнес-союзов выступают бизнесмены, которые не выдерживают текущую конкуренцию, они требуют для своего бизнеса – преференций, а для своих конкурентов - дополнительных административных барьеров.

Возникает также логичный вопрос, почему в роли эксперта по работе торговых сетей от бизнес-союзов постоянно выступает Виктор Маргелов. В нюансах крупного ретейла он не разбирается – владеет лишь несколькими небольшими магазинами, и на роль эксперта явно не тянет. С другой стороны, он, занимаясь розничной торговлей, является нашим прямым конкурентом, поэтому тоже не имеет права выступать в роли человека, который беспристрастно вникает в проблемы.

20190204 010

20190204 011

Ящик на ящике, ценник отсутствует… Так выглядит витрина с фруктами одного из магазинов мелкого бизнеса. Право же, высокие стандарты!

20190204 012

 

Интерьер одного из магазинов Виктора Маргелова. Примечательно, что так ратующий за интересы белорусского производителя предприниматель целую витрину отдал под продукцию отнюдь не отечественного концерна «Рошен»

Предположу, что сказывается также определенная обеспокоенность Виктора Маргелова как предпринимателя. В конце ноября прошлого года «Евроопт» недалеко от его магазина открыл торговые объекты под новым брендом «Хит! Экспресс». Это небольшие магазины с ограниченным ассортиментом, но с очень приятными ценами. Ведь торговая наценка в магазинах «Хит! Экспресс» составляет в среднем 22%, включая затраты на логистику. А если учесть логистику, то наша наценка составляет и вовсе 18%. Понятно, что соперничать с таким предложением сложно. Так что отношение Виктора Маргелова к торговым сетям вполне может быть выражением недовольства результатами конкуренции.

А уж если говорить об экспертах, то непререкаемым авторитетом в сфере розничной торговли считается Сергей Галицкий, создатель российской торговой сети «Магнит». Это человек, к мнению которого прислушиваются самые высококлассные специалисты, с ним с удовольствием работали ведущие мировые инвесторы.

А вот интересная цитата Сергея Галицкого: «Надо забыть, что в розничной торговле есть малый бизнес. Как может быть там малый бизнес, если логистический центр стоит 40 миллионов долларов? А если у тебя его нет, нет транспорта – у тебя цена товара на полке будет невероятно высокая. Это хенд-мейд получается. Все путают специализированные маленькие магазины в странах Европы, торгующие колбасой, сырами – дорогими продуктами для богатых людей, с розничным бизнесом. На этом рынке во всем мире только крупные игроки. И по-другому это не может работать».

Достаточно четкая формулировка.

Подписаться
Подписывайся на наш канал в Youtube
Смотри видео первым!

И последний, но очень важный аспект. Бизнес-союзы в своем обращении говорят о том, что крупные сети – это интересы нескольких десятков человек. На самом деле это не так. Только в группе «Евроторг» работает более 40 тысяч человек, а во всех крупных сетях страны – более 100 тысяч.

Важно еще и то, что каждый день в торговой сети «Евроопт» делают покупки около миллиона человек. А в целом в нашей сети – более 3 миллионов постоянных покупателей. Всего услугами крупных торговых сетей пользуется практически все население страны. Это значит, что в случае, если предложения отдельных представителей бизнес-союзов будут реализованы, практически все население страны будет покупать продукты по гораздо более высоким ценам.

Именно об этом мечтают белорусские покупатели? Нет, конечно, ведь люди проиграют. А в выигрыше будет кто? Правильно – как раз-таки те самые отдельные представители бизнес-союзов. Которые никак не могут найти свое место на розничном рынке.

Примечательно, что на различных сайтах на этой неделе появилось свежее интервью Виктора Маргелова, в котором он заявил, что не видит никакой опасности малому бизнесу со стороны крупных торговых сетей. Бизнес-союзы, мол, предлагают лишь создать равные условия на рынке. Но именно такой же позиции придерживается и «Евроопт» – не привилегии и преференции для одних участников и жесткие ограничения для других должны определять облик белорусской розницы, а равные условия для всех и честная конкуренция. Других возможностей для регулирования рынка в интересах всего населения не существует.

Максим Николаев

Источник

Наверх