Торговля идет к людям
Судьбу сельхозярмарок решат фермеры
Удивительно, но факт: в ходе традиционного осеннего торгового марафона по продаже сельскохозяйственной продукции не всем жителям Минска, желающим запастись на зиму овощами–фруктами, удалось это сделать.
Торговля идет к людям
Судьбу сельхозярмарок решат фермеры
Удивительно, но факт: в ходе традиционного осеннего торгового марафона по продаже сельскохозяйственной продукции не всем жителям Минска, желающим запастись на зиму овощами–фруктами, удалось это сделать. Теперь они укоряют организаторов и продавцов в довольно скудном ассортименте и сетуют, что ярмарочные площадки куда–то переехали с привычных мест. Кое у кого даже сложилось впечатление, что осенних распродаж стало меньше. Что это — придирки избалованных потребителей или недоработки устроителей? Или подобный формат сезонной торговли уже приелся и требует переосмысления? А может, участникам ярмарок переходят дорогу конкуренты, готовые не томить покупателей в очередях у машин, а доставить урожай прямиком им на дом?
Жительница столицы Татьяна нынешней осенью твердо решила запастись картофелем до весны. Однако в выбранный для этого выходной день с первой попытки добиться цели не удалось: в привычном месте проведения районных распродаж, на бульваре Тракторостроителей, никого из продавцов не оказалось. Пришлось ехать на общегородскую ярмарку — к многофункциональному комплексу «Чижовка–Арена», а это фактически окраина Минска. Но и тут хозяйке ничто не приглянулось. И только с третьей попытки — и на третьей торговой площадке! — Татьяне все же удалось приобрести картошку. Как говорят в популярной телепередаче, внимание — вопрос: кто виноват в затянувшемся шопинге?
На первый взгляд, в разгар осени в Минске (и не только — по всей стране) сельхозпродукцию реализовывали чуть ли не на каждом шагу: сезонные ярмарки — визитная карточка нашей торговли. Рынки тоже не пустовали: в овощных рядах явно царило оживление. Однако данные торговой статистики свидетельствуют, что за первые два осенних месяца в Минске прошло 115 сельхозярмарок, в то время как за аналогичный период прошлого года — 250. Не маловато ли? Цифры цифрами, а в главном управлении потребительского рынка Мингорисполкома напоминают, что торговля сельскохозяйственной продукцией в сентябре 2016–го велась не только на ярмарках, но и в основной день голосования на парламентских выборах — на 140 площадках рядом с избирательными участками. Если не учитывать эту разовую акцию, то в сезоне–2017 ярмарок, наоборот, было больше! Пресс–секретарь управления Яна Гурская убеждена:
— И по ассортименту, и по активности покупателей сельхозярмарки этого года точно не хуже прошлогодних. Если в прошлом сезоне было реализовано 10.200 тонн плодоовощной и 335 тонн мясной продукции, то в нынешнем — 10.153 и 298 тонн соответственно. Товарооборот всех ярмарок нынче составил 12,8 миллиона рублей против 8,85 миллиона годом ранее. Я сама побывала на нескольких площадках и могу сказать однозначно: продавцов и покупателей меньше не стало.
Может, урожай подкачал? Вроде нет. Минсельхозпрод еще в октябре отрапортовал: урожайность картофеля в целом не хуже прошлогодней, собранного второго хлеба и на внутренние нужды страны хватит, и на экспорт останется. По другим культурам недобора также не наблюдается. Откуда тогда претензии по поводу «скромного ассортимента»? Одна из причин, думается, традиционна: на вкус и цвет товарищей нет. Тот же картофель на ярмарках нынче предлагали от 20 до 35 копеек за 1 кг. Цена зависит от качества товара, и вряд ли по дешевке купишь сплошь отборные клубни. Но есть и иное объяснение: у ярмарок появилась альтернатива. Если в прошлые годы только подъезды жилых домов пестрели объявлениями типа «Продажа картофеля и других овощей с доставкой», то нынче этот бизнес все чаще развивается посредством интернета. Схема такова. Личное подсобное либо фермерское хозяйство специализируется на выращивании картофеля, моркови, свеклы, лука, капусты и других культур. И сельскому бизнесмену выгодно реализовать урожай в большом городе, используя собственную доставку и не прибегая к помощи посредников. Заинтересованность в постоянной клиентуре заставляет с особой тщательностью следить за качеством товара. Набрал заказов — загрузил машину — и отправляйся в Минск по указанным адресам. Покупателю же никуда ходить не нужно: мешки с дарами садов и огородов за скромную плату, а то и безвозмездно, доставят до нужного этажа. А если привезенный товар не понравился, то от покупки можно отказаться. Цена на картошку божеская: в среднем от 26 до 35 копеек за 1 кг, что сопоставимо с ярмарочными ценниками. Возможна доставка и мытого картофеля по 35 копеек за 1 кг. Капуста — 40 копеек за 1 кг, лук — 70 копеек, морковь — 50 копеек... Да, чуть дороже, чем на ярмарке, зато за товаром никуда ходить не нужно — сервис!
Доставку овощей и фруктов, но только до подъезда, практикуют и на традиционных сельскохозяйственных ярмарках. В главном управлении потребительского рынка подчеркивают: всегда готовы прислушаться к пожеланиям. А что касается мест проведения ярмарок, то они определяются тоже исходя из сложившегося покупательского и пешеходного потока. Основными точками торговли в столице по–прежнему остаются территория у «Чижовка–Арены» и районные площадки. Четыре раза за сезон минчан пригласили за покупками к Дворцу спорта. Однако в отдельные дни ярмарки могут менять дислокацию, чтобы удовлетворить запросы тех, кому далеко добираться до традиционных мест торговли. Информация накануне публикуется в СМИ и на интернет–ресурсах. Тем же, кто еще не успел запастись на зиму, предложено подождать до следующих выходных: 11 — 12 ноября рядом с Дворцом спорта на минском проспекте Победителей будет работать ярмарка предприятий Белкоопсоюза. 11 ноября также станет точкой отсчета для серии рыбных распродаж. Сезон осенних ярмарок продолжается.
СПРАВКА
Тонкости хранения
• Оптимальная температура для хранения поздних сортов картофеля — 3 — 4 градуса тепла. При влажности 85 — 90% клубни долго не прорастают и сохраняют упругость.
• При зимнем хранении лука следует соблюдать три главных условия: сухость, проветриваемость помещения и температура от 10 до 20 градусов тепла.
• Лучшая температура для моркови — плюс 2 — 3 градуса. В городских условиях некоторые хозяева успешно хранят ее на застекленной лоджии в контейнерах с хвойными опилками.
• Свекла лучше всего сохраняется в подвале, оптимальная температура — от 0 до плюс 2 градусов, влажность воздуха — 90 — 92%.
• Хранить овощи и фрукты на застекленной лоджии можно, пока температура воздуха снаружи не опустилась ниже отметки минус 5 градусов. В морозы урожай следует перенести в помещение и оставить рядом с балконной дверью.
КАК РАБОТАЕТ ДОСТАВКА?
Минимальный заказ — 1 сетка.
Оплата — наличными при доставке.
Доставка до подъезда — бесплатно.
Подъем сетки в квартиру по тарифу 50 копеек с лифтом, 1 рубль — без лифта.
Доставка за пределы города — дополнительно 1 рубль за каждый километр.
Картофель в сетках развозится уже взвешенный, весов у курьера нет.
Время доставки: в будни, как правило, во второй половине дня, в выходные — в течение дня.
ЦИФРЫ
С 15 сентября по 15 ноября в Минске организована ежедневная выездная торговля сельхозпродукцией с машин и лотков вблизи жилых домов. Для этих целей определено 196 площадок во всех микрорайонах. К началу ноября там реализовано 3.310 тонн плодоовощной продукции. На осенних ярмарках выходного дня в Минске продано уже 4.605 тонн картофеля, 4.743 тонны других овощей и 805 тонн яблок.
Александр Нестеров.
Источник: SB.BY.